Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Последняя версия Следующая версия справа и слева | ||
new:mf:05:17 [2017/06/21 16:20] lavrentiya [Прав. Иоанн Кронштадский] |
new:mf:05:17 [2021/09/30 21:01] orel33 |
||
---|---|---|---|
Строка 16: | Строка 16: | ||
исполнения закона. В чем же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его. Так, например, заповедь:// “не убивай”// не уничтожается заповедью: //“не гневайся”//; напротив, последняя служит дополнением и утверждением первой. То же самое должно сказать и о всех прочих. Бросая первые семена Своего нового учения, Христос не навлек на Себя никакого подозрения; но теперь, когда Он начал сравнивать ветхий закон с новым, тем более мог быть подозреваем в противоречии первому, почему предварительно и сказал: “**Не нарушить пришел Я, но исполнить**”. Действительно, заповеди, предлагаемые теперь, уже основывались на прежде сказанном. Так, например, слова: //“Блаженны нищие духом”// [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]] означают то же, что и повеление не гневаться; //“Блаженны чистые сердцем”// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]] — то же, что и запрещение взирать на жену с вожделением; заповедь — не скрывать себе сокровищ на земле соответствует словам: //“Блаженны милостивые”// [[new:mf:05:07|(Мф. 5:7)]]. Плакать, претерпевать гонения и поношения значит то же самое, что и входить узкими вратами; алкать и жаждать правды означает не что иное, как требование, выраженное в словах: //“Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”// [[new:mf:07:12|(Мф. 7:12)]]. Когда Христос ублажает миротворца, то высказывает почти то же самое, что выражено в повелении оставить дар, и поспешить помириться с оскорбленным братом и согласиться с соперником. Различие лишь в том, что там Христос исполняющим заповеди обещает награды, а здесь преступающим их угрожает наказанием. Там говорит, что кроткие наследят землю; а здесь — что тот, кто назовет брата своего безумным, будет повинен геенне огненной. Там говорит, что чистые сердцем узрят Бога; а здесь — что воззревший на жену нечистым оком является уже настоящим прелюбодеем. Там миротворцев называет сынами Божиими; а здесь — немиролюбивых устрашает словами: //“Чтобы соперник не отдал тебя судье”// [[new:mf:05:25|(Мф. 5:25)]]. Там плачущих и претерпевающих гонения называет блаженными; а здесь, подтверждая то же самое, угрожает гибелью тем, кто не идет этим путем, — так как, говорит, идущие широким путем погибают. Также и слова: //“Не можете служить Богу и маммоне”// [[new:mf:06:24|(Мф. 6:24)]], кажется мне, сходны с изречением: //“Блаженны милостивые”// [[new:mf:05:07|(Мф. 5:7)]] и: //“жаждущие правды”// [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6)]]. Но здесь, как я и выше заметил, Господь намеревается прежде сказанное изложить яснее, и не только яснее, но еще с дополнениями. Так, например, Он не только повелевает быть милостивым, но еще отдавать с себя и срачицу (сорочку); не только быть кротким, но хотящему ударить в ланиту подставить и другую. Потому-то, чтобы предотвратить мнимое противоречие, Он и говорит, что пришел не разрушить закон, и повторяет это, как и прежде я сказал, не однажды, но два раза, сказавши: “**Не думайте, что Я пришел нарушить**”, — присовокупляет: “**Не нарушить пришел Я, но исполнить**”. | исполнения закона. В чем же состоял он? В учреждении того закона, который Христос имел дать. В самом деле, Его учение не уничтожало прежнего закона, но возвышало и восполняло его. Так, например, заповедь:// “не убивай”// не уничтожается заповедью: //“не гневайся”//; напротив, последняя служит дополнением и утверждением первой. То же самое должно сказать и о всех прочих. Бросая первые семена Своего нового учения, Христос не навлек на Себя никакого подозрения; но теперь, когда Он начал сравнивать ветхий закон с новым, тем более мог быть подозреваем в противоречии первому, почему предварительно и сказал: “**Не нарушить пришел Я, но исполнить**”. Действительно, заповеди, предлагаемые теперь, уже основывались на прежде сказанном. Так, например, слова: //“Блаженны нищие духом”// [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]] означают то же, что и повеление не гневаться; //“Блаженны чистые сердцем”// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]] — то же, что и запрещение взирать на жену с вожделением; заповедь — не скрывать себе сокровищ на земле соответствует словам: //“Блаженны милостивые”// [[new:mf:05:07|(Мф. 5:7)]]. Плакать, претерпевать гонения и поношения значит то же самое, что и входить узкими вратами; алкать и жаждать правды означает не что иное, как требование, выраженное в словах: //“Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”// [[new:mf:07:12|(Мф. 7:12)]]. Когда Христос ублажает миротворца, то высказывает почти то же самое, что выражено в повелении оставить дар, и поспешить помириться с оскорбленным братом и согласиться с соперником. Различие лишь в том, что там Христос исполняющим заповеди обещает награды, а здесь преступающим их угрожает наказанием. Там говорит, что кроткие наследят землю; а здесь — что тот, кто назовет брата своего безумным, будет повинен геенне огненной. Там говорит, что чистые сердцем узрят Бога; а здесь — что воззревший на жену нечистым оком является уже настоящим прелюбодеем. Там миротворцев называет сынами Божиими; а здесь — немиролюбивых устрашает словами: //“Чтобы соперник не отдал тебя судье”// [[new:mf:05:25|(Мф. 5:25)]]. Там плачущих и претерпевающих гонения называет блаженными; а здесь, подтверждая то же самое, угрожает гибелью тем, кто не идет этим путем, — так как, говорит, идущие широким путем погибают. Также и слова: //“Не можете служить Богу и маммоне”// [[new:mf:06:24|(Мф. 6:24)]], кажется мне, сходны с изречением: //“Блаженны милостивые”// [[new:mf:05:07|(Мф. 5:7)]] и: //“жаждущие правды”// [[new:mf:05:06|(Мф. 5:6)]]. Но здесь, как я и выше заметил, Господь намеревается прежде сказанное изложить яснее, и не только яснее, но еще с дополнениями. Так, например, Он не только повелевает быть милостивым, но еще отдавать с себя и срачицу (сорочку); не только быть кротким, но хотящему ударить в ланиту подставить и другую. Потому-то, чтобы предотвратить мнимое противоречие, Он и говорит, что пришел не разрушить закон, и повторяет это, как и прежде я сказал, не однажды, но два раза, сказавши: “**Не думайте, что Я пришел нарушить**”, — присовокупляет: “**Не нарушить пришел Я, но исполнить**”. | ||
- | //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// | + | //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 16-я.**// |
+ | |||
+ | ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== | ||
+ | |||
+ | Ст. 17-18 **Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все** | ||
+ | |||
+ | //Палладий.// Несу и священную книгу; потому что, сколько я ни делал усилий, не знаю, что и придумать касательного того, что хотел показать Господь наш Иисус Христос, говоря у Матфея: **«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все»** [[new:mf:05:17|(Мф. 5:17-18)]], а в писании Иоанна говоря жене самарянской: //«поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»// [[new:in:04:01|(Ин. 4:21-24)]]. | ||
+ | //Кирилл.// Что же кажется тебе трудным в этих словах, что — глубоким и неудобопостижимым? Скажи, прошу тебя. | ||
+ | //П.// Священное слово повелевает нам удаляться от древних обрядов и отказаться от правды законной. Желающим ее и после принятия веры Павел сказал: //«остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры»// [[new:gal:05:04|(Гал. 5:4-5)]]. И еще, несмотря на то, что указал в себе самом блистательные и великие преимущества, относящиеся к жизни по закону, говорит: //«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере»// [[new:fil:03:07|(Флп. 3:7-9)]]. А что древняя заповедь не безукоризненна — это он ясно утверждал; по сему-то и говорит, что вместо нее с пользою преподана нам заповедь чрез Христа и новая, то есть евангельская. Пишет же он так: //«Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу»// [[new:evr:07:18|(Евр. 7:18-19)]]. И еще: //«Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их»// [[new:evr:08:07|(Евр. 8:7—10)]]. Далее, превосходно понимая и объясняя название нового, говорит: //«Говоря `новый`, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению»// [[new:evr:08:13|(Евр. 8:13)]]. Итак, если закон ничего не совершил и произошло отменение древней заповеди и привнесение позднейшей, сближающей нас с Богом, то почему же Спаситель говорит: //«не нарушить пришел закон, но исполнить»//, — и что //«должны поклоняться в духе и истине»// Богу и Отцу [[new:in:04:24|(Ин. 4:24)]]? Последнее изречение, думаю, показывает, что нам должно оставить обряды и служение по закону. | ||
+ | //К//. В какое обширное море вопросов пускаешься ты! Какой ум достаточен для того, чтобы ясно понять такие тонкие умозрения так, чтобы показать нам, что новое писание родственно как бы и близко тому, что древле было установлено премудрым Моисеем, и занимается теми же предметами и что от образа жизни по закону не слишком удалена жизнь во Христе, если предписанное древним будет возведено к духовному созерцанию! Ибо закон — образ и тень и изображение благочестия, как бы еще в муках рождения содержащее сокровенную в нем красоту истины. Или не так, по-твоему, как я сказал? | ||
+ | //П.// Совершенно так; но какое могло бы быть объяснение этого? Или каким образом можно и жить по-евангельски, и при этом считать себя в зависимости от древней заповеди и находить нужным исполнение предписанного Моисеем? | ||
+ | //К.// Не прост предмет речи, как, может быть, подумал бы кто-нибудь; но добродетель, думаю, дело и многочастное и многообразное; и слава жизни во Христе разукрашивается пред нами весьма многими добрыми делами. И действительно, божественный Давид в псалме сорок четвертом поставляет подле Христа деву чистую, в сане царицы — церковь и облекает ее в позлащенную и разукрашенную одежду, говоря таким образом: предана //«царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна и преиспещрена»// [[old:ps:044:10|(Пс. 44:10)]]. Здесь, как я думаю, слово: //«позлащенный»// весьма хорошо обозначает почетность и знатность, а слово //«преиспещренный»// — многовидность добродетели. Ибо чрезвычайно благолепна церковь, имеющая умственное убранство, видимое не очами плоти, но внутри ума и сердца, прекрасно выказывающее пред нами иудея, мыслимого в тайне, вследствие многочисленных украшений благолепного и отличного: потому что, как пишет блаженный Павел, //«Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога»// [[new:rim:02:28|(Рим. 2:28-29)]]. | ||
+ | //П.// Итак, скажи мне, если введено обрезание духовное и уничтожены жертвы законные, и этот образ жизни у нас совсем не имеет места; то не кажется ли как бы невероятным сказанное Христом: **«не нарушить пришел»** закон, «но исполнить». Если нет, то ничто, думаю, не препятствует и нам чтить Бога всяческих принесением в жертву волов и курением фимиама, приносить ему горлиц и голубей, а если и другое что заповедано древним, то и нам стараться исполнять это. | ||
+ | //К.// Однако, друг мой, ты очень далеко отступаешь от надлежащего взгляда: ты думаешь, что закон уничтожен, как будто от него нельзя получить никакого плода, и он совершенно бесполезен для открытия всего необходимого, а не изменен только для доказательства истины; между тем как блаженный Павел пишет: //«мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем»// [[new:rim:03:31|(Рим. 3:31)]]. Ибо закон детоводительствует и хорошо приводит к Христовой тайне [[new:gal:03:24|(Гал. 3:24)]]. Заповеданное древним чрез Моисея мы называем первыми начатками провещаний Божиих [[new:evr:05:12|(Евр. 5:12)]]. Если мы отвергнем детоводителя, кто же приведет нас к тайне Христовой? И если мы откажемся изучать первые начатки провещаний Божиих, то как после этого или откуда мы придем к цели? Ибо по Писанию не есть ли Христос исполнение закона и пророков? [[new:rim:10:04|(Рим. 10:4)]]. | ||
+ | //П.// Да. | ||
+ | //К.// Так написано. А исполнение закона и пророков Он есть, думаю, потому, что Его имеет в виду и к Нему обращено всякое провещание пророков и закона. Поэтому, укоряя иудеев в неверии, Он сказал: //«Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?»// [[new:in:05:45|(Ин. 5:45-47)]]. Итак, если Он говорит, что пришел отнюдь не с тем, чтобы разрушить закон, а скорее, чтобы довершить его; то не подумай, что совершено полное уничтожение узаконенного в древности, но скорее как бы некое преобразование и, я сказал бы, переделка существующего в образах в истинное. | ||
+ | //П.// Ты правильно сказал. | ||
+ | //К.// Чрез Христа должно было совершиться нечто подобное вот чему. Те, которые выучились искусству писать картины и рисунки, начиная рисовать, не тотчас рисуют не имеющее недостатков и вполне отделанное изображение, но оттеняют сначала одною, менее красивою краскою и предварительно делают видимыми еще не ясные очертания того, что они намерены изобразить; потом, раскрашивая эти тени, каждую приличною и соответственною ей краскою, превращают очертания в изображения явственные и несравненно лучшие, нежели те какие были вначале. Разве не так бывает? | ||
+ | //П.// И я тоже утверждаю. | ||
+ | //К.// А занимающиеся медных дел мастерством, если, например, захотят сделать статую, сначала из воска приготовляют ее в непрочном виде, потом, расплавивши на огне медь, выливают ее и таким образом весьма хорошо сообщают своему изделию совершенный вид и красоту. Итак, как на тени наложено разнообразие красок, а также и медь расплавила фигуру, сделанную из воска, то может показаться, что отвергнуты и почти уничтожены первые и начальные фигуры. Но на самом деле не то. Медник и живописец, не греша против истины, могли бы сказать: мы не уничтожили тени и не отвергли, как совершенно негодные, фигуры, а скорее довершили их. Ибо что в этих тенях и фигурах было видимо еще как неясное и некрасивое, то перешло в лучшее и более явственное. | ||
+ | |||
+ | //**О поклонении и служении в Духе и Истине.**// | ||
===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== | ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== | ||
Строка 28: | Строка 49: | ||
//**Трактат на Евангелие от Матфея.**// | //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// | ||
+ | ===== Свт. Григорий Палама ===== | ||
+ | |||
+ | **Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить** | ||
+ | |||
+ | Каким образом исполнил его? – Закон был печатью и обозначением и символическим учением обрезания в сердце злых помыслов, о чем иудеи не имели тщания и за это самое были упрекаемы Пророками, как не обрезанные сердцем, и возненавидены от Взирающего в сердце, и окончательно стали отвергнуты. //«Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце»// [[old:1ts:16:07|(1Цар.16:7)]]. Для не проявивших же тщания приобрести оное (духовное обрезание), плотское их обрезание стало, как говорит Павел, необрезанием, и они отчуждили себя от невзирающего на лицо Бога, т.е. взирающего не на явное плотское оправдание, но на сердце, т.е. на невидимые и сущие внутри нас движения мыслей. | ||
+ | |||
+ | **//Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы.//** | ||
===== Прп. Анастасий Синаит ===== | ===== Прп. Анастасий Синаит ===== | ||
**Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить** | **Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить** | ||
- | Когда [Господь] говорит иудеям: **«не нарушить пришел Я закон»**, то говорит хорошо и боголепно, как бы давая им попять следующее: «Я пришел не нарушить закон, поскольку [надеялся], что вы примите Меня и уверуете в Меня, заранее провозглашенного через закон и пророков; а так как вы осудили на смерть Меня, Законодателя, то [таким образом] вы сами разрушили закон и пророков». | + | Когда [Господь] говорит иудеям: **«не нарушить пришел Я закон»**, то говорит хорошо и боголепно, как бы давая им понять следующее: «Я пришел не нарушить закон, поскольку [надеялся], что вы примите Меня и уверуете в Меня, заранее провозглашенного через закон и пророков; а так как вы осудили на смерть Меня, Законодателя, то [таким образом] вы сами разрушили закон и пророков». |
**//Вопросы и ответы.//** | **//Вопросы и ответы.//** | ||
+ | |||
+ | ===== Прп. Макарий Великий ===== | ||
+ | |||
+ | **Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить** | ||
+ | |||
+ | **«Не приидох**, – говорит Господь, – **разорити закон, но исполнити»** [[new:mf:05:17|(Мф. 5:17)]]. Каким образом исполняется он? Услышь. Первый закон, осуждая сделавшего зло ближнему по благословной причине, осуждал и обиженного, так что каждый, осуждая в чем-либо ближнего, осуждал вместе и себя, а прощавший ближнему доставлял этим прощение и себе. Говорит закон: «Осуждение за осуждение, отпущение за отпущение». Итак, исполнение закона заключается в прощении обид. Упомянули мы о первом законе не потому, чтоб Богом были даны два закона; дан один духовный по естеству, по отношению же к воздаянию произносящий правильное определение: прощающему он прощает, а того, кто требует взыскания, подвергает суду. //«С избранными избран будеши//, – говорит он, – //и со строптивым развратишися»// [[old:ps:017:27|(Пс. 17:27)]]. По этой причине исполняющие закон духовно и по мере исполнения соделывающиеся причастниками благодати, любили не только благодетельствовавших, но и поношающих и гонящих, ожидая получить любовь в воздаяние добродетели. Добродетель их состояла не только в том, что они простили нанесенные им обиды, но и в благотворении душам обидчиков, молясь за них Богу, как за те орудия, при посредстве которых они получают блаженство, по свидетельству Писания: //«блажени есте, егда поносят вас и ижденут ваc»// [[new:mf:05:11|(Мф. 5:11)]]. Такому образу мыслей научал их духовный закон. Когда они соблюдали терпение и кротость в духе, тогда Господь, видя терпение сердца боримого и не отступающего от любви, разрушал //«средостение ограды»// [[new:ef:02:14|(Еф. 2:14)]] и совершенно изгонял из них злобу. С этого времени они уже имели в себе любовь не по насилию над собою, а по благодати Божией, потому что с этого времени их Господь удерживал //«обращаемое оружие»// [[old:gen:03:24|(Быт. 3:24)]], воздвигающее страстные помыслы; они входили во внутреннейшие завесы, //«идеже Предтеча о нас вниде Иисус»// [[new:evr:06:20|(Евр. 6:20)]], где они наслаждались плодами Духа, откуда увидели ожидающее их блаженство будущей жизни, с совершенным извествованием сердца, то есть существенно, а не в зерцале и гадании [[new:1kor:13:12|(1 Кор. 13:12)]]; они свидетельствуют с апостолом: //«ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его»// [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]]. Но я предложу об этом чудном действии следующий вопрос: если оно не входило на сердце человеку, то вы, апостолы, как знаете его? Как знаете его, исповедав, что вы //«человеки нам подобострастные»//? [[new:act:14:15|(Деян. 14:15)]]. Услышь, что отвечает на это блаженный Павел: //«Нам Бог открыл это Духом Святым: Дух бо вся испытует, и глубины Божия»// [[new:1kor:02:10|(1 Кор. 2:10)]]. Чтоб никто не мог сказать: «Святый Дух дан был апостолам как апостолам; нам же несвойственно вмещать Его в себе», – Павел говорит, дав словам своим форму молитвы: //«да даст вам Бог, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу в сердца ваша, в любви вкоренени и основани»// [[new:ef:03:16|(Еф. 3:16-17)]]. //«Господь – Дух есть: а идеже дух Господень, ту свобода»// [[new:2kor:03:17|(2 Кор. 3:17)]]. | ||
+ | |||
+ | //**Духовные беседы. Беседа 37. О рае и о духовном законе. ((по свт. Игнатию (Брянчанинову). "Приношение современному монашеству". Глава 33. Учение святых отцов о тесном пути. Выписка из творений преподобного Макария Великого.))**// | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== | ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== | ||
Строка 105: | Строка 144: | ||
//**Троицкие листки. №801-1050.**// | //**Троицкие листки. №801-1050.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== | ||
+ | |||
+ | Ст. 17-20 **Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.** | ||
+ | |||
+ | В заповедях Блаженства ни одним словом не упоминался закон Моисеев: праведность, к которой призывал в них Иисус, никак не связывалась со следованием букве или духу ветхозаветного закона. Однако следующая за Блаженствами часть Нагорной проповеди посвящена целиком этой теме — важнейшей как для всего новозаветного благовестия, так и в особенности для Евангелия от Матфея. Именно Матфей наиболее тщательно собрал высказывания Иисуса, касающиеся соотношения между Его учением и законом Моисеевым. И не случайно именно его Евангелие содержит Нагорную проповедь, которая отличается от всех прочих новозаветных текстов прежде всего тем, что в ней Иисус формулирует герменевтические принципы, на которых Он строит Свое толкование Торы. Не упраздняя ветхозаветное законодательство, Иисус предлагает такую систему нравственных координат, в свете которой ветхозаветная нравственность приобретает иное звучание: отныне даже десять заповедей Моисеевых должны прочитываться в свете Нового Завета. | ||
+ | |||
+ | Раздел Нагорной проповеди, посвященный закону Моисееву, начинается с торжественного провозглашения Иисусом непреходящей ценности ветхозаветных установлений. | ||
+ | |||
+ | Хотя данный отрывок представляет собой четыре самостоятельных изречения, рассматривать его следует целиком, так как все четыре говорят об одном и том же: о том, как Иисус и Его проповедь соотносятся с Ветхим Заветом. В совокупности они служат вступлением к той серии противопоставлений, которая построена на рефрене: //Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам..//. Иисус приступает к разбору ветхозаветных установлений и, прежде чем противопоставить Свое учение ветхозаветному, говорит о значении последнего. Он подчеркивает, что пришел не разрушить то, что созидалось Его предками, но вывести человечество к новым духовно-нравственным рубежам. | ||
+ | |||
+ | Слова **"не думайте"** переводят стрелку с учеников как основного адресата Нагорной проповеди на более широкий круг слушателей. Отметим аналогичную конструкцию в другом изречении: //Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч// [[new:mf:10:34|(Мф. 10:34)]]. | ||
+ | |||
+ | Терминологическая пара **"закон и пророки"** указывает на значительную часть Священного Писания, которое нам известно под именем Ветхого Завета. Термин **"закон"** указывает прежде всего на повеления, постановления и уставы, которые изрек Моисей сынам Израилевым [[old:vtor:04:45|(Втор. 4:45)]]. В широком смысле **"закон"** — это совокупность культовых установлений, нравственных предписаний и гражданских законов, содержащихся в Пятикнижии Моисеевом. Под **пророками** понимаются книги Иисуса Навина и Судей, 1-4 книги Царств, а также все книги пророков, за исключением Даниила. Только эти книги читались на богослужебных собраниях в синагоге (прочие библейские книги не читались, псалмы пелись в качестве молитв). К этому собранию книг слушатели Иисуса относились с особым почтением, так как в них было изложено откровение, полученное израильским народом непосредственно от Бога через Моисея и других вестников, которых Бог ему посылал. | ||
+ | |||
+ | Помимо письменной Торы существовала еще устная Тора — совокупность предписаний и толкований Торы в устной традиции. В эпоху, когда устная традиция была основным передатчиком информации и большинство людей не имело доступа к письменным текстам, толкования в сознании людей часто смешивались с самим текстом, становились неотделимым от него. В синагогах, слушая раввинов, люди усваивали предписания закона Моисеева вместе с их толкованиями. В Иерусалимском храме толкованием закона занимались священники, в чьих руках в значительной степени сосредоточивалась власть интерпретировать конкретные предписания закона. | ||
+ | |||
+ | Этот важный фактор надо учитывать при рассмотрении высказываний Иисуса, относящихся к закону Моисееву. Предписания закона Он иногда цитирует буквально, по письменному тексту, а иногда в пересказе. Его критики закона Моисеева иногда касается предписаний закона, как они зафиксированы в письменном тексте, а иногда имеет в виду интерпретацию этих предписаний в устной традиции — в том //"предании старцев"// [[new:mf:15:02|(Мф. 15:2)]], которое нередко становилось объектом Его обличений. | ||
+ | |||
+ | Итак, Иисус прежде всего защищает Себя от обвинений в том, что Он разрушает закон: Он пришел не разрушить (καταλυω) его, но исполнить (πληροω). Последний термин можно понять в том смысле, что Иисус намеревается воплотить в жизнь то, что было начертано в законе. Однако более убедительное толкование вытекает из более точного перевода термина, означающего не столько "исполнить", сколько "восполнить": Иисус воспринимает закон Моисеев как базис, на котором Он будет строить Свою нравственность, как отправной пункт для Его собственного учения, призванного обновить и расширить ветхозаветные установления. Если закон и пророки были обращены к конкретному народу, то проповедь Иисуса адресована всему человечеству: одно это требует радикальной ревизии заповедей Моисеевых, их обогащения и универсализации. | ||
+ | |||
+ | Суммируя взгляды древних толкователей на Нагорную проповедь, Р. Гюлих, автор посвященного ей фундаментального исследования, подчеркивает, что, с одной стороны, в Иисусе видят преемника Моисея и интерпретатора Моисеева законодательства, "восполняющего" его через раскрытие истинного смысла. С другой, отмечают, что Иисус порывает с Моисеевым законом, потому что Его нравственные требования превосходят и даже отбрасывают в сторону этот закон. По мнению ученого, как одна, так и другая точка зрения основаны на акцентировании одного фрагмента Нагорной проповеди [[new:mf:15:17|(Мф. 5:17-19)]] в ущерб другому [[new:mf:15:21|(Мф. 5:21-48)]]. Для евангелиста Матфея, отмечает ученый, Иисус — не столько новый Моисей, сколько Тот, Кто пришел исполнить ветхозаветные пророческие ожидания, возвестив Царство Небесное и сделав его реальностью человеческой истории. | ||
+ | |||
+ | **//Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.//** | ||
[<10>] | [<10>] |