Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
new:mf:08:03 [2017/06/25 10:40] orel33 |
new:mf:08:03 [2021/12/25 14:48] orel33 |
||
---|---|---|---|
Строка 7: | Строка 7: | ||
**Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы** | **Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы** | ||
- | См. Толкование на [[new:mf:08:01#svt_ioann_zlatoust|Мф.8:1]] | + | См. Толкование на [[new:mf:08:02#svt_ioann_zlatoust|Мф.8:2]] |
+ | |||
+ | //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 25-я.**// | ||
---- | ---- | ||
Строка 36: | Строка 38: | ||
//**Толкование Евангелия от Матфея.**// | //**Толкование Евангелия от Матфея.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== | ||
+ | |||
+ | **Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы** | ||
+ | |||
+ | **Прикоснуся ему** (коснулся его, больного). Иисус Христос исцелял больных иногда словом Своим, а иногда прикосновением Своей руки. «Христос прикасается к нечистому, – замечает Златоуст, – для того, чтобы показать, что Он, как Господь, выше закона и что надлежит страшиться не телесной проказы, а душевной, которая есть грех». | ||
+ | |||
+ | **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** | ||
===== Лопухин А.П. ===== | ===== Лопухин А.П. ===== | ||
Строка 42: | Строка 52: | ||
[[new:mk:01:41|(Мк. 1:41-43;]] [[new:lk:05:13|Лк. 5:13)]]. Последнее выражение буквально: и тотчас была очищена (у) него проказа. У Луки выражения почти буквально сходны с выражениями Матфея (греч.); Марк добавляет:// “умилосердившись над ним”.// Чтобы исцелить прокаженного, Спаситель протянул Свою руку и прикоснулся к нему; это было запрещено иудейским законом. Но здесь Иисус Христос, чтобы доказать, что Он “исцеляет не как раб, а как Господь, — прикасается” (Иоанн Златоуст). Елисей, по Иоанну Златоусту, не вышел к прокаженному Нееману, соблюдая закон. Но рука Господня, через прикосновение к проказе, не сделалась нечистой, между тем тело прокаженного от святой руки стало чисто. Господь, говоря словами, сказанными самим прокаженным, отвечает: “хочу, очистись”. В первом случае глагол “очистить” употреблен самим прокаженным точно в действительном залоге; в двух последних — в страдательном. Иероним замечает, что нельзя читать вместе с “многими латинянами:” “хочу очистить” (volo mundare), но отдельно; сначала Христос сказал: “хочу”, а потом повелительно говорит “очистись”. На исцеление прокаженного, быстрое, чудесное, мы должны смотреть, как на действительный исторический факт, а не как на аллегорию, имевшую символический смысл. Христос теперь переходит, по Матфею, от учения к чудесам. Много было говорено о том, что чудеса совершались Христом с целью подтвердить Его учение. Но здесь по крайней мере повеление прокаженному ничего не говорить о чуде, свидетельствует о противном. | [[new:mk:01:41|(Мк. 1:41-43;]] [[new:lk:05:13|Лк. 5:13)]]. Последнее выражение буквально: и тотчас была очищена (у) него проказа. У Луки выражения почти буквально сходны с выражениями Матфея (греч.); Марк добавляет:// “умилосердившись над ним”.// Чтобы исцелить прокаженного, Спаситель протянул Свою руку и прикоснулся к нему; это было запрещено иудейским законом. Но здесь Иисус Христос, чтобы доказать, что Он “исцеляет не как раб, а как Господь, — прикасается” (Иоанн Златоуст). Елисей, по Иоанну Златоусту, не вышел к прокаженному Нееману, соблюдая закон. Но рука Господня, через прикосновение к проказе, не сделалась нечистой, между тем тело прокаженного от святой руки стало чисто. Господь, говоря словами, сказанными самим прокаженным, отвечает: “хочу, очистись”. В первом случае глагол “очистить” употреблен самим прокаженным точно в действительном залоге; в двух последних — в страдательном. Иероним замечает, что нельзя читать вместе с “многими латинянами:” “хочу очистить” (volo mundare), но отдельно; сначала Христос сказал: “хочу”, а потом повелительно говорит “очистись”. На исцеление прокаженного, быстрое, чудесное, мы должны смотреть, как на действительный исторический факт, а не как на аллегорию, имевшую символический смысл. Христос теперь переходит, по Матфею, от учения к чудесам. Много было говорено о том, что чудеса совершались Христом с целью подтвердить Его учение. Но здесь по крайней мере повеление прокаженному ничего не говорить о чуде, свидетельствует о противном. | ||
+ | |||
+ | //**Толковая Библия.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Троицкие листки ===== | ||
+ | |||
+ | **Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы** | ||
+ | |||
+ | И эту Божественную власть Свою Господь проявляет самым делом: И с любовью **Иисус, простерши руку**, всеосвящающую Свою руку, Иисус, как Господь самого Закона, вопреки букве этого Закона, **коснулся его** и, ободряя его веру, исполняя его смиренную просьбу, властно, как Всемогущий, отвечал ему теми же словами, какими была выражена его просьба – **и сказал: хочу, очистись**. И за Его словом последовало и дело: **и он тотчас** (тотчас же от прикосновения святой руки Господа) **очистился от проказы**». «Природа, – говорит Златоуст, – получив повеление, повинуется, и повинуется с большей скоростью, чем говорит евангелист. Ибо слово **«тотчас»** (церк.-слав. áбие) не выражает той скорости, с какой совершилось дело. Но для чего Спаситель, очищая его хотением и словом, еще прикоснулся рукой? Для того, чтобы и этим показать, что Он – выше Закона, и что для Чистого нет ничего нечистого. Елисей даже не посмотрел на Неемана и, строго соблюдая Закон, сам остался дома, а его послал к Иордану омыться. Но Владыка, в доказательство, что Он исцеляет не как раб, но как Господь, прикасается. Ибо рука через прикосновение к проказе не сделалась нечистой; между тем, тело прокаженного от святой руки стало чистым. Христос пришел уврачевать не только тела, но и души. Как не возбранял Он есть неумытыми руками, так и здесь учит, что должно заботиться о душе и, оставив внешние телесные очищения, надлежит очищать душу и страшиться собственной душевной проказы, которая есть грех. Телесная проказа нимало не препятствует добродетели. Он Сам первый прикасается к прокаженному, и никто не обвиняет Его». Он нарушил букву Закона, который признавал прикосновения к прокаженному осквернением; но в то же время Он раскрыл дух Закона, по которому милость лучше жертвы. | ||
+ | |||
+ | //**Троицкие листки. №801-1050.**// | ||
[<10>] | [<10>] |