Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Последняя версия Следующая версия справа и слева | ||
new:mf:08:09 [2017/01/05 02:22] elenas |
new:mf:08:09 [2022/02/16 16:12] orel33 |
||
---|---|---|---|
Строка 5: | Строка 5: | ||
===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ||
- | **ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает** | + | Ст. 9-10 **ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры** |
- | + | ||
- | Потом, опасаясь, чтобы Он по смирению не отказался, говорит: **ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает** [[new:mf:08:09|(Мф. 8:9)]]. | + | |
Что ж из того, скажет кто-нибудь, если сотник так думал? Дело в том, ведь, одобрил ли и подтвердил ли то Христос? Хорошо и весьма благоразумно ты говоришь. Итак, на это-то и посмотрим; и мы найдем здесь то же, что случилось с прокаженным. Прокаженный сказал: //если хочешь// – и мы удостоверяемся во власти Спасителя не только через прокаженного, но и через голос самого Христа, потому что Он не только не отверг такого мнения, но еще более подтвердил его, когда для утверждения его присовокупил излишнее слово, сказав: //хочу, очистись//. | Что ж из того, скажет кто-нибудь, если сотник так думал? Дело в том, ведь, одобрил ли и подтвердил ли то Христос? Хорошо и весьма благоразумно ты говоришь. Итак, на это-то и посмотрим; и мы найдем здесь то же, что случилось с прокаженным. Прокаженный сказал: //если хочешь// – и мы удостоверяемся во власти Спасителя не только через прокаженного, но и через голос самого Христа, потому что Он не только не отверг такого мнения, но еще более подтвердил его, когда для утверждения его присовокупил излишнее слово, сказав: //хочу, очистись//. | ||
- | Равно и здесь надобно посмотреть, не произошло ли чего-либо подобного. И действительно найдем, что и здесь случилось то же самое. В самом деле, когда сотник сказал такие слова и засвидетельствовал о такой власти Спасителя, тогда Он не только не осудил его, но и одобрил, и даже более, нежели одобрил. | + | Равно и здесь надобно посмотреть, не произошло ли чего-либо подобного. И действительно найдем, что и здесь случилось то же самое. В самом деле, когда сотник сказал такие слова и засвидетельствовал о такой власти Спасителя, тогда Он не только не осудил его, но и одобрил, и даже более, нежели одобрил. Евангелист не сказал, что Спаситель похвалил только слова сотника, но, показывая важность похвалы, говорит, что Он даже **удивился**; и не только удивился, но и в присутствии всего народа представил его другим в пример для подражания. |
- | //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// | + | Видишь ли, как каждый из засвидетельствовавших о Его власти восхваляется? //И, слыша, народ дивился учению Его// [[new:mf:07:28|(Мф. 7:28)]], поскольку Он учил //как власть имеющий//; и Христос не только не обвинил их, но еще сошел с ними с горы, и через очищение прокаженного утвердил их мнение. Опять прокаженный сказал: //если хочешь, можешь меня очистить//; и Христос не только не обличил, но, врачуя его так, как он сказал, очистил его. |
+ | |||
+ | Также сотник говорит: //скажи только слово, и выздоровеет слуга мой//. И Иисус, удивляясь ему, говорил: **и в Израиле не нашел Я такой веры**. То же можешь ты познать и из противного. Марфа, за то, что не сказала ничего такого, но противное: //«чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог»// [[new:in:11:22|(Иоан. 11:22)]] – не только не похвалена, хотя и знал ее Христос и любил, и хотя она весьма пеклась о Нем, но даже была Им обличена и вразумлена, потому что неблагоразумно сказала. //«Не сказал ли Я тебе»//, так говорил ей Христос, //«если будешь веровать, увидишь славу Божью»// [[new:in:11:40|(Иоан. 11:40)]]? – обвиняя так ее, как еще не уверовавшую. И опять, когда она сказала: //«чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе»//, Спаситель, отклоняя ее от такой мысли и научая, что Он не имеет нужды заимствовать что-либо от другого, но Сам есть источник благ, говорит: //«Я есть воскресение и жизнь»// [[new:in:11:25|(Иоан. 11:25)]], – то есть, Я не ожидаю получения силы, но Сам Собой все совершаю. Потому-то Он и удивляется сотнику, предпочитает его всему народу, удостаивает дара царствия и прочих побуждает к соревнованию ему. А, чтобы ты знал, что Он для того сказал это, чтобы и других научить подобной вере, послушай, с какой точностью евангелист указал на это. **«Иисус удивился и сказал»**, говорит, **«идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры»**. Итак, высокая мысль о Нем наиболее всего служит залогом веры, царствия и прочих благ. | ||
+ | |||
+ | //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 26-я.**// | ||
===== Блаж. Иероним Стридонский ===== | ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== | ||
Строка 34: | Строка 36: | ||
//**Толкование Евангелия от Матфея.**// | //**Толкование Евангелия от Матфея.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== | ||
+ | |||
+ | **ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает** | ||
+ | |||
+ | См. Толкование на [[new:mf:08:08#prot_ioann_buxarev|Мф. 8:8]] | ||
===== Лопухин А.П. ===== | ===== Лопухин А.П. ===== | ||
Строка 40: | Строка 48: | ||
[[new:lk:07:08|(Лк. 7:8)]]. Уже древние толкователи обращали внимание на расстановку слов (в греческом и славянском с 70 толковников). Если (по славянскому тексту — //ибо аз человек есмь под властию, имый под собою воины;// прим. ред.) запятую поставить после “человек есмь” (εγώ άνθρωπος ειμί), то переводить нужно так: я человек, под властью имеющий у себя воинов и т.д.; если же после выражения “под властью”, то выражение будет означать, что сотник сам находится под властью (подвластный, как в русском), и, находясь под властью, имеет “под собою” (русск. “в подчинении”), т.е. также под своею властью, и воинов. Последнее мнение разделяет Иоанн Златоуст. Смысл речи сотника будет более понятен, если относить начало 9 стиха к λόγω (словом) ст. 8, и считать 9 стих как бы продолжением этого выражения. Сотник думал, что “слово” Христа подчиняется Ему. Оно находится у Него под властью и Он властно им распоряжается. Таким образом продолжение становится ясным. “Слово” Христа под Его властью или в Его власти; ибо //я также// под властью... Сотник сравнивает себя не с Самим Христом, а с Его Словом. Труднее объяснить “потому что” (γαρ). Оно имеет здесь очень тонкий и почти неуловимый смысл. Можем изложить речь сотника в таком распространенном перифразе: Твое слово находится под Твоею властью, Ты распоряжаешься им по Своему произволу. Почему? //Потому, что// (γαρ) я знаю это по своему собственному опыту. Ты не под властью, я под властью. Однако если и я скажу только одно слово, мне повинуются. | [[new:lk:07:08|(Лк. 7:8)]]. Уже древние толкователи обращали внимание на расстановку слов (в греческом и славянском с 70 толковников). Если (по славянскому тексту — //ибо аз человек есмь под властию, имый под собою воины;// прим. ред.) запятую поставить после “человек есмь” (εγώ άνθρωπος ειμί), то переводить нужно так: я человек, под властью имеющий у себя воинов и т.д.; если же после выражения “под властью”, то выражение будет означать, что сотник сам находится под властью (подвластный, как в русском), и, находясь под властью, имеет “под собою” (русск. “в подчинении”), т.е. также под своею властью, и воинов. Последнее мнение разделяет Иоанн Златоуст. Смысл речи сотника будет более понятен, если относить начало 9 стиха к λόγω (словом) ст. 8, и считать 9 стих как бы продолжением этого выражения. Сотник думал, что “слово” Христа подчиняется Ему. Оно находится у Него под властью и Он властно им распоряжается. Таким образом продолжение становится ясным. “Слово” Христа под Его властью или в Его власти; ибо //я также// под властью... Сотник сравнивает себя не с Самим Христом, а с Его Словом. Труднее объяснить “потому что” (γαρ). Оно имеет здесь очень тонкий и почти неуловимый смысл. Можем изложить речь сотника в таком распространенном перифразе: Твое слово находится под Твоею властью, Ты распоряжаешься им по Своему произволу. Почему? //Потому, что// (γαρ) я знаю это по своему собственному опыту. Ты не под властью, я под властью. Однако если и я скажу только одно слово, мне повинуются. | ||
+ | |||
+ | //**Толковая Библия.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Троицкие листки ===== | ||
+ | |||
+ | **ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает** | ||
+ | |||
+ | Поистине удивительно, что человек, не из числа Иудеев, имел столь высокую мысль о Христе. Поэтому, опасаясь, чтобы Христос, по Своему смирению, не отказался исцелить его слугу словом Своим, сотник говорит: **ибо я и подвластный человек**, т.е. Ты – Бог, я – человек; я под властью, Ты же не под властью. | ||
+ | |||
+ | Итак, если я, будучи человеком и находясь под властью, столько могу, то не гораздо ли более можешь Ты, будучи Богом и не находясь под властью? Если я, будучи таким же человеком, как и подчиненные мои, и находясь под властью, при малом преимуществе начальства, имею такую силу, что никто мне не противоречит, но что я приказываю, то и делают: **но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает**, – то не гораздо ли большую силу имеешь Ты? Ты можешь управлять смертью, как рабом, и повелевать ей, как Владыка. Если Ты запретишь смерти прийти к моему рабу, то она и не придет». Видишь ли, какую он имел веру? Он уже ясно открыл то, что впоследствии должно было всем открыться, т.е. что Христос имеет власть над смертью и жизнью, и может низводить во врата ада, и возводить оттуда. Упомянул и о рабах, что служит знаком большого послушания. И, несмотря на то, что имел такую веру, он почитал себя еще недостойным... А Христос показал, что он достоин. Здесь случилось то же, что с прокаженным; прокаженный сказал: //«если хочешь»// – и Господь подтвердил его веру Своим словом: //«хочу, очистись»//. | ||
+ | |||
+ | //**Троицкие листки. №801-1050.**// | ||
[<10>] | [<10>] |