Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
new:mf:08:09 [2018/02/19 13:17] hirey |
new:mf:08:09 [2022/02/16 16:26] orel33 |
||
---|---|---|---|
Строка 5: | Строка 5: | ||
===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ||
- | **ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает** | + | Ст. 9-10 **ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры** |
- | + | ||
- | Потом, опасаясь, чтобы Он по смирению не отказался, говорит: **ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает** [[new:mf:08:09|(Мф. 8:9)]]. | + | |
Что ж из того, скажет кто-нибудь, если сотник так думал? Дело в том, ведь, одобрил ли и подтвердил ли то Христос? Хорошо и весьма благоразумно ты говоришь. Итак, на это-то и посмотрим; и мы найдем здесь то же, что случилось с прокаженным. Прокаженный сказал: //если хочешь// – и мы удостоверяемся во власти Спасителя не только через прокаженного, но и через голос самого Христа, потому что Он не только не отверг такого мнения, но еще более подтвердил его, когда для утверждения его присовокупил излишнее слово, сказав: //хочу, очистись//. | Что ж из того, скажет кто-нибудь, если сотник так думал? Дело в том, ведь, одобрил ли и подтвердил ли то Христос? Хорошо и весьма благоразумно ты говоришь. Итак, на это-то и посмотрим; и мы найдем здесь то же, что случилось с прокаженным. Прокаженный сказал: //если хочешь// – и мы удостоверяемся во власти Спасителя не только через прокаженного, но и через голос самого Христа, потому что Он не только не отверг такого мнения, но еще более подтвердил его, когда для утверждения его присовокупил излишнее слово, сказав: //хочу, очистись//. | ||
- | Равно и здесь надобно посмотреть, не произошло ли чего-либо подобного. И действительно найдем, что и здесь случилось то же самое. В самом деле, когда сотник сказал такие слова и засвидетельствовал о такой власти Спасителя, тогда Он не только не осудил его, но и одобрил, и даже более, нежели одобрил. | + | Равно и здесь надобно посмотреть, не произошло ли чего-либо подобного. И действительно найдем, что и здесь случилось то же самое. В самом деле, когда сотник сказал такие слова и засвидетельствовал о такой власти Спасителя, тогда Он не только не осудил его, но и одобрил, и даже более, нежели одобрил. Евангелист не сказал, что Спаситель похвалил только слова сотника, но, показывая важность похвалы, говорит, что Он даже **удивился**; и не только удивился, но и в присутствии всего народа представил его другим в пример для подражания. |
- | //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// | + | Видишь ли, как каждый из засвидетельствовавших о Его власти восхваляется? //И, слыша, народ дивился учению Его// [[new:mf:07:28|(Мф. 7:28)]], поскольку Он учил //как власть имеющий//; и Христос не только не обвинил их, но еще сошел с ними с горы, и через очищение прокаженного утвердил их мнение. Опять прокаженный сказал: //если хочешь, можешь меня очистить//; и Христос не только не обличил, но, врачуя его так, как он сказал, очистил его. |
+ | |||
+ | Также сотник говорит: //скажи только слово, и выздоровеет слуга мой//. И Иисус, удивляясь ему, говорил: **и в Израиле не нашел Я такой веры**. То же можешь ты познать и из противного. Марфа, за то, что не сказала ничего такого, но противное: //«чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог»// [[new:in:11:22|(Иоан. 11:22)]] – не только не похвалена, хотя и знал ее Христос и любил, и хотя она весьма пеклась о Нем, но даже была Им обличена и вразумлена, потому что неблагоразумно сказала. //«Не сказал ли Я тебе»//, так говорил ей Христос, //«если будешь веровать, увидишь славу Божью»// [[new:in:11:40|(Иоан. 11:40)]]? – обвиняя так ее, как еще не уверовавшую. И опять, когда она сказала: //«чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе»//, Спаситель, отклоняя ее от такой мысли и научая, что Он не имеет нужды заимствовать что-либо от другого, но Сам есть источник благ, говорит: //«Я есть воскресение и жизнь»// [[new:in:11:25|(Иоан. 11:25)]], – то есть, Я не ожидаю получения силы, но Сам Собой все совершаю. Потому-то Он и удивляется сотнику, предпочитает его всему народу, удостаивает дара царствия и прочих побуждает к соревнованию ему. А, чтобы ты знал, что Он для того сказал это, чтобы и других научить подобной вере, послушай, с какой точностью евангелист указал на это. **«Иисус удивился и сказал»**, говорит, **«идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры»**. Итак, высокая мысль о Нем наиболее всего служит залогом веры, царствия и прочих благ. | ||
+ | |||
+ | Подлинно, весьма много значило, что человек, не из числа иудеев, имел столь высокую мысль о Христе. Мне кажется, он имел представление о воинствах небесных, или о том, что болезни, смерть и все прочее так же подчинено Христу, как ему самому воины. Потому Он и говорил: **«ибо я и подвластный человек»**, – т. е., ты Бог, я человек; я под властью, Ты же не под властью. Итак, если я, будучи человеком и находясь под властью, столько могу, то гораздо более можешь Ты, будучи Богом и не находясь под властью. С особенной силой он хочет убедить Его в том, что он представляет это не как пример сходный, но как несравненно высший. Если я, говорит он, будучи равен подчиненным и находясь под властью, при малом преимуществе начальства имею такую силу, что никто мне не противоречит, но что я приказываю, то и делают, хотя бы и различны были приказания (**«говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит»**), то гораздо большую силу имеешь Ты. Некоторые же читают это место и таким образом: **«ибо я человек»**, и, отделив эти слова знаком, присоединяют: **«имея у себя в подчинении воинов»**. Но ты обрати внимание на то, как ясно показал он, что Христос может управлять смертью как рабом, и повелевать как Владыка. Когда он говорит: **«пойди, и идет; приди, и приходит»**, то выражает этими словами такую мысль: если Ты повелишь смерти не приходить к нему, она не придет. Видишь ли, какую он имел веру? Он уже ясно открыл то, что впоследствии всем должно было открыться, то есть, что Христос имеет власть над смертью и жизнью, и может низводить во врата ада и возводить. И не только упомянул о воинах, но и о рабах, – что служит знаком большего послушания. Но, несмотря на то, что он имел столь великую веру, он почитал себя еще недостойным. Христос же, показав, что он достоин того, чтобы придти в дом его, сделал гораздо более, когда удивлялся ему, хвалил его и даровал ему более, нежели, сколько он просил. Он пришел искать телесного здоровья отроку, а возвратился, получив царствие. Видишь ли исполнение сказанного: //«ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»// [[new:mf:06:33|(Матф. 6:33)]]? | ||
+ | |||
+ | //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 26-я.**// | ||
===== Блаж. Иероним Стридонский ===== | ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== | ||
Строка 34: | Строка 38: | ||
//**Толкование Евангелия от Матфея.**// | //**Толкование Евангелия от Матфея.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== | ||
+ | |||
+ | **ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает** | ||
+ | |||
+ | См. Толкование на [[new:mf:08:08#prot_ioann_buxarev|Мф. 8:8]] | ||
===== Лопухин А.П. ===== | ===== Лопухин А.П. ===== |