и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то
См. Толкование на Мф. 13:3
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то
Семя – это слово Божие. Люди первого рода уподобляются дороге, это те, которые, слыша, не слышат слова Божия: то есть слышат ушами плотскими только проповедуемое слово, но внутрь, в сердце не допускают его; не помышляют о слышанном, но в иных суетных мыслях забавляются, и потому глас слова Божия только ударяет в их уши, но до сердец их не доходит. И так дьявол похищает у них слово Божие, чтобы они не уверовали и не спаслись (Лк. 8:12).
Об истинном христианстве.
Ст. 4-6 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло
Давайте рассмотрим, [воспользовавшись] грубыми [земными] образами, что означает быть при дороге. Всякая дорога тверда и в некотором отношении бесполезна, так как ее попирают ногами все [проходящие], и ни одно из семян не проникает в нее, но лежит на поверхности и предоставлено расхищению всевозможных птиц. Таким образом, те, кто имеет в себе твердый и как бы закостеневший ум, не принимают божественного семени, но стали дорогой, попираемой нечистыми духами, которые и означают птиц небесных. Под небом же мы мыслим здесь воздух, в котором вращаются духи лукавства и которыми расхищается и губится доброе семя. А что означают [упавшие] на каменистые места? Есть некоторые, кто имеет в себе простую и незамысловатую веру и не погрузил ум в испытание таинства. Их богопочитание пусто и не имеет корня. И если дела христиан движимы попутным ветром, то тогда они еще с трудом сохраняют в себе веру, в случае же разразившегося гонения их душа оказывается небранолюбивой.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то
См. Толкование на Мф. 13:3
Ст. 4-8 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать
Эту притчу Валентин употребляет для доказательства своей ереси; он вводит учение о трех природах: духовной; естественной, или душевной, и земной, хотя здесь [в притче] указывается четыре: одна - при дороге, другая - каменистая, третья наполнена тернием, а четвертая - плодоносной землей. Мы на немного времени оставляем толкование Господа ученикам, желая услышать то, что говорится в тайне.
Толкование на Евангелие от Матфея.
См. также Толкование на Мф. 13:3
Ст. 4-6 И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло
Под упавшим «при дороге» разумеются люди беспечные и медлительные, которые совершенно не принимают слов, ибо мысль их - утоптанная и сухая, совершенно невспаханная дорога. Поэтому птицы небесные, или духи воздушные, то есть демоны, похищают у них слово. Упавшие на каменистую землю - это те, которые слушают, но, по причине своей слабости, не противостоят искушениям и скорбям и продают свое спасение. Под воссиявшим солнцем разумей искушения, потому что искушения обнаруживают людей и показывают, подобно солнцу, сокровенное.
Толкование на Евангелие от Матфея.
и сеющу ему, ова падоша при пути, и приидоша птицы и позобаша я
Сам Христос далее изъяснил эту и следующие притчи, однако скажем и мы по своим силам. Путем называется здесь нерадивый, который слушает слово учения, но по своему нерадению не скрывает его в сердце своем, а подобно утоптанному и потому твердому пути держит его как бы на поверхности. Птицы (небесные) – это демоны, обитающие в воздухе (так как Писание называет и воздух небом); носясь вверху такого человека, они похищают то, что посеяно в его сердце, как нескрытое. «Позобаша», т.е. отняли и испортили.
Толкование Евангелия от Матфея.
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то
И иное упало при дороге. Что это за дорога? Это мир, через который проходят все, кто рождается: ведь это дорога, путешествие и переход для всех, кто идет от Бога и спешит к Нему. Поэтому и пророк говорил: Ибо насельник я у Тебя на земле и странник, как и отцы мои (Пс. 38:13). Как путник не заботится в пути ни о чем, кроме насущных нужд, так и человек в этом шествии по миру не должен ни о чем тревожиться, кроме того, в чем имеет насущную необходимость. Тот, кто возлагает свои надежды на мир и услаждается им, подобен пропащему человеку, который не имеет ни отчизны, ни дома, ни семьи, к которой спешил бы. Но в каком бы месте он ни оказался, то место и становится его домом. Что же за земля при этой дороге? Это - человек, живущий согласно этому миру, кто знает все о том, что принадлежит миру, и ничего о том, что Божие. Но днями и ночами он думает об одном и желает одного: сытно поесть и попить и предаться телесной нечистоте. Отсюда и рождаются все дурные дела.
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то
Падоша (упало) при пути (при дороге), т. е. при той дороге, которая идет чрез поле и на которой, как на месте твердом, невозделанном, семя лежало на поверхности и потому легко могло быть поклевано птицами.
Толкование на Евангелие от Матфея.
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то
См. Толкование на Мф. 13:3
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то
См. Толкование на Мф. 13:1