Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия Последняя версия Следующая версия справа и слева | ||
new:mf:13:44 [2018/04/21 22:19] hirey |
new:mf:13:44 [2024/04/03 17:39] tatyanastar [Прп. Максим Исповедник] |
||
---|---|---|---|
Строка 27: | Строка 27: | ||
//**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// | //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// | ||
+ | ===== Свт. Тихон Задонский ===== | ||
+ | |||
+ | **Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то** | ||
+ | |||
+ | Поле означает здесь век будущий, в котором сокровенное царствие небесное со своим сокровищем. Там оно сокровенно, но в Святом Писании нам открыто и здесь обретается. Кто его обретает? Тот, кто истинно и живо верит Божию Слову и обещанию, и на него верою взирает, и надеждой стремится к тому. Таковой, будучи объят одним желанием обрести сие неоцененное сокровище, с радостью от всего в мире сем отрекается и все дорогое для мира за ничто имеет. Ибо небесное сокровище подобно прекрасному и бесценному жемчугу, против которого все богатство мира сего – как ничто. | ||
+ | |||
+ | **//Письма келейные. Письмо 23.//** | ||
===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== | ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== | ||
Строка 35: | Строка 42: | ||
**//Письма.//** | **//Письма.//** | ||
+ | |||
+ | ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== | ||
+ | |||
+ | **Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то** | ||
===== Прп. Максим Исповедник ===== | ===== Прп. Максим Исповедник ===== | ||
Строка 83: | Строка 94: | ||
//**Толкование Евангелия от Матфея.**// | //**Толкование Евангелия от Матфея.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== | ||
+ | |||
+ | **Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то** | ||
+ | |||
+ | **Царствие небесное**, т. е. христианская вера на земле и блаженство на небе (чит. в объясн. [[new:mf:03:02#prot_ioann_buxarev|2 ст. 3 гл.)]], **подобно сокровищу, сокровену на селе** (скрытому на поле), – скрытому по случаю войны или другому какому, и на таком поле, которое не принадлежало владельцу поля, а другому, **еже обрет человек, скры** (которое найдя человек утаил), т. е. нашел как-нибудь случайно, и не сказав никому, даже и тому человеку, которому принадлежало поле, снова закопал его и прочее. Притча эта имеет следующий смысл: как в обыкновенной жизни человек жертвует своим имением для приобретения чего-либо важного, дорогого; так и царство Божие, т. е. христианская вера и блаженство небесное, должны быть так дороги для человека, что для них он должен жертвовать всем земным, всеми земными благами, ничего не жалея. | ||
+ | |||
+ | **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** | ||
===== Лопухин А.П. ===== | ===== Лопухин А.П. ===== | ||
Строка 100: | Строка 119: | ||
Благодать есть сокровище готовое, довольное для обогащения каждого и всех, но сокрытое, – где? на каком поле? Мало ли где! Например, на поле уединения и благоговейного безмолвия, на поле целомудрия и воздержания: только ничего не жалей, чтобы возобладать таким полем и найдешь сокровище. Но особенно близкое и для всех доступное поле, в котором сокровенно положено сокровище благодати, есть Церковь. Какое сокровище сокрыто в ее священных собраниях! В них сокрыто присутствие Самого Христа Господа, а в Нем //«сокрыты все сокровища премудрости и ведения»// [[new:kol:02:03|(Кол. 2:3)]], равно и сокровища всех прочих даров духовных и Божественных. Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышит благодать пророков, апостолов, святых; в них наипаче Сам Дух Святый //«ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными»// [[new:rim:08:26|(Рим. 8:26)]]. Какое сокровище в ее чтениях Евангельских! Та же сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии. Какое сокровище в Таинствах, а особенно в Таинстве причащения Тела и Крови Господней! В нем сокрыта вечная жизнь с ее неисповедимыми благами, по реченному от Господа:// «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»// [[new:in:06:54|(Ин. 6:54)]]. Надо только уметь воспользоваться этими сокровищами, а для этого надобно продать, т.е. пренебречь, отвергнуть «все, что имеешь», именно – твое самоугодие, твои страсти, твои порочные навыки, твои плотские желания, твою леность, твою невнимательность, твою рассеянность... Еще более близкое поле сокровища – это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в Таинстве крещения Дух Божий дохнул невидимо и внес Своим дыханием новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрел его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгами помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или в обмороке!..» Как человек не может овладеть сокровищем, если не приобретет поля, где оно сокрыто, так не может он и спастись, если не будет сам находиться в недрах Церкви Православной. Нашедший сокровище утаил его-для того, чтобы самому не потерять его; кто гордится дарами благодати, тот за свою гордость лишается обретенного им сокровища. Смиренный же, радуясь о Господе, не станет хвалиться перед всеми, а пойдет к брату по духу и, желая сделать его участником сокровища, скажет ему, как Андрей Петру: «мы нашли Христа!» | Благодать есть сокровище готовое, довольное для обогащения каждого и всех, но сокрытое, – где? на каком поле? Мало ли где! Например, на поле уединения и благоговейного безмолвия, на поле целомудрия и воздержания: только ничего не жалей, чтобы возобладать таким полем и найдешь сокровище. Но особенно близкое и для всех доступное поле, в котором сокровенно положено сокровище благодати, есть Церковь. Какое сокровище сокрыто в ее священных собраниях! В них сокрыто присутствие Самого Христа Господа, а в Нем //«сокрыты все сокровища премудрости и ведения»// [[new:kol:02:03|(Кол. 2:3)]], равно и сокровища всех прочих даров духовных и Божественных. Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышит благодать пророков, апостолов, святых; в них наипаче Сам Дух Святый //«ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными»// [[new:rim:08:26|(Рим. 8:26)]]. Какое сокровище в ее чтениях Евангельских! Та же сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии. Какое сокровище в Таинствах, а особенно в Таинстве причащения Тела и Крови Господней! В нем сокрыта вечная жизнь с ее неисповедимыми благами, по реченному от Господа:// «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»// [[new:in:06:54|(Ин. 6:54)]]. Надо только уметь воспользоваться этими сокровищами, а для этого надобно продать, т.е. пренебречь, отвергнуть «все, что имеешь», именно – твое самоугодие, твои страсти, твои порочные навыки, твои плотские желания, твою леность, твою невнимательность, твою рассеянность... Еще более близкое поле сокровища – это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в Таинстве крещения Дух Божий дохнул невидимо и внес Своим дыханием новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрел его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгами помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или в обмороке!..» Как человек не может овладеть сокровищем, если не приобретет поля, где оно сокрыто, так не может он и спастись, если не будет сам находиться в недрах Церкви Православной. Нашедший сокровище утаил его-для того, чтобы самому не потерять его; кто гордится дарами благодати, тот за свою гордость лишается обретенного им сокровища. Смиренный же, радуясь о Господе, не станет хвалиться перед всеми, а пойдет к брату по духу и, желая сделать его участником сокровища, скажет ему, как Андрей Петру: «мы нашли Христа!» | ||
- | Эту радость так изображает блаженный Августин: «Как мне вдруг сделалось приятно обходиться без ничтожных забав, и я с радостью оставил то, чего прежде боялся лишиться! Ибо Ты удалил их от меня, Ты, истинная и высшая радость, Сам поселился во мне, Сладчайший всех радостей!» Как человек с радостью бросил бы набранные им прежде камешки, наполнявшие его руки, если бы ему предложили вместо них жемчужины и алмазы, так и душа, обретшая Христа, готова бросить все, чтобы всецело отдаться Христу. Притча о сокровище относится к тем, кого благодать Божия сама призывает к себе, открывая себя неожиданно; оттого и радость их бывает велика. Но тот, кто сердцем чувствует нужду во спасении, кто знает, что оно есть, тот должен усиленно искать его со всем усердием: **еще**, – говорит Спаситель, – **Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который**, не жалея ни средств, ни трудов и, **найдя одну драгоценную жемчужину, пошел** домой поспешно **и продал все, что имел**, распродал все свое состояние, **и купил ее,** приобрел эту единственную безценную жемчужину. Что означает эта жемчужина? Истинную веру, благодать Божию, вечное спасение, Самого Спасителя нашего Господа Иисуса. «Одна драгоценная жемчужина, – говорит блаженный Феофилакт, – это одна истина, которая есть Христос». «Как обладающий жемчугом сам знает, что он богат, – говорит святитель Златоуст, – а для других это часто бывает неизвестно, потому что жемчуг невелик; так можно сказать и об истине. Обладающие ею знают, что они богаты, а неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве». Но чтобы мы не подумали, что для спасения нашего достаточно одной веры, Господь произносит новую грозную притчу: **еще подобно Царство Небесное** очень длинному и крепкому **неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода**. Так Церковь Христова распространится могущественно в целом мире, как невод по пространству моря, и через рыбарей апостолов, соделавшихся ловцами человеков, соберет людей из всех народов, и добрых, и злых. «Мрежею (неводом) слова истины и спасительных заповедей Господь объемлет их, собирает, ограждает и благодатной силой крестной, при свободном послушании, влечет их, как из воды, в воздух и на берег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от земного к Небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному Царствию». | + | Эту радость так изображает блаженный Августин: «Как мне вдруг сделалось приятно обходиться без ничтожных забав, и я с радостью оставил то, чего прежде боялся лишиться! Ибо Ты удалил их от меня, Ты, истинная и высшая радость, Сам поселился во мне, Сладчайший всех радостей!» Как человек с радостью бросил бы набранные им прежде камешки, наполнявшие его руки, если бы ему предложили вместо них жемчужины и алмазы, так и душа, обретшая Христа, готова бросить все, чтобы всецело отдаться Христу. Притча о сокровище относится к тем, кого благодать Божия сама призывает к себе, открывая себя неожиданно; оттого и радость их бывает велика. Но тот, кто сердцем чувствует нужду во спасении, кто знает, что оно есть, тот должен усиленно искать его со всем усердием: **еще**, – говорит Спаситель, – **подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который**, не жалея ни средств, ни трудов и, **найдя одну драгоценную жемчужину, пошел** домой поспешно **и продал все, что имел**, распродал все свое состояние, **и купил ее,** приобрел эту единственную безценную жемчужину. Что означает эта жемчужина? Истинную веру, благодать Божию, вечное спасение, Самого Спасителя нашего Господа Иисуса. «Одна драгоценная жемчужина, – говорит блаженный Феофилакт, – это одна истина, которая есть Христос». «Как обладающий жемчугом сам знает, что он богат, – говорит святитель Златоуст, – а для других это часто бывает неизвестно, потому что жемчуг невелик; так можно сказать и об истине. Обладающие ею знают, что они богаты, а неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве». Но чтобы мы не подумали, что для спасения нашего достаточно одной веры, Господь произносит новую грозную притчу: **еще подобно Царство Небесное** очень длинному и крепкому **неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода**. Так Церковь Христова распространится могущественно в целом мире, как невод по пространству моря, и через рыбарей апостолов, соделавшихся ловцами человеков, соберет людей из всех народов, и добрых, и злых. «Мрежею (неводом) слова истины и спасительных заповедей Господь объемлет их, собирает, ограждает и благодатной силой крестной, при свободном послушании, влечет их, как из воды, в воздух и на берег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от земного к Небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному Царствию». |
**Который** (невод), **который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев,** неспешно и обдуманно **хорошее собрали** (хорошую рыбу) **в сосуды, а худое** (негодную, нечистую, вредную рыбу) **выбросили вон**. Притча эта сходна с притчей о плевелах: и там одни спасаются, а другие погибают. **Так будет при кончине века** на Страшном Суде Сына Человеческого**: изыдут,** явятся с неба дотоле невидимые исполнители суда Божия **Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и** праведных будут сопровождать в вечные обители Небесные, а грешных – **ввергнут их в печь огненную**, на муку вечную**: там будет плач и скрежет зубов**, скрежет отчаяния и проклятий против самих себя... Неудивительно, что святитель Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Великий говорит, что ее нужно больше бояться, чем толковать. И Господь объяснил только конец ее и тем еще увеличил страх; «чтобы ты, – говорит Златоуст, – слыша, что злых только отделят, не почел таковую гибель еще неопасной, Христос говорит, что их ввергнут в печь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Притча Христова говорит, что и многие из тех, которые уловлены в мрежу Христову, т.е., по-видимому, принадлежат к Церкви Христовой, будут извержены вон. Потщимся же добровольно связать все наши дела, желания, помышления мрежей заповедей Христовых, чтобы, наконец, когда невод Христов наполнится предуставленным числом спасаемых, и извлечется на край времен, мы могли оказаться доброй ловитвой и удостоились быть собраны в сосуды Небесные»... И объявнив эту притчу апостолам, **и спросил их Иисус: поняли ли вы все это?** Если что непонятно, Я объясню вам. **Они говорят Ему: так, Господи!** Мы поняли все. **Он же сказал им: поэтому ** вас можно назвать теперь книжниками, но не такими, которые знают только старое, а такими, которым известны и новые тайны Божественные; **всякий** таковой истинный, нелицемерный и разумный **книжник**, всякий проповедник истины Евангельской, **наученный Царству Небесному**, познав его истины, **подобен хозяину, который выносит** для жертвоприношения **из сокровищницы своей**, из своих запасных хранилищ, смотря по тому, когда что нужно по Закону, **новое и старое**, прошлогодние плоды и новые; так и вы раскрывайте народу и то, что прежде познали из Ветхого Завета, и то, что теперь вам открывается. Так, ветхозаветное пророчество относится к Ветхому, а исполнение его к Новому; заповеди Закона к старому, а их дух и полнота к новому; образы, употребленные в притчах – к старому, а учение, заключенное в этих образах, – к новому. | **Который** (невод), **который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев,** неспешно и обдуманно **хорошее собрали** (хорошую рыбу) **в сосуды, а худое** (негодную, нечистую, вредную рыбу) **выбросили вон**. Притча эта сходна с притчей о плевелах: и там одни спасаются, а другие погибают. **Так будет при кончине века** на Страшном Суде Сына Человеческого**: изыдут,** явятся с неба дотоле невидимые исполнители суда Божия **Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и** праведных будут сопровождать в вечные обители Небесные, а грешных – **ввергнут их в печь огненную**, на муку вечную**: там будет плач и скрежет зубов**, скрежет отчаяния и проклятий против самих себя... Неудивительно, что святитель Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Великий говорит, что ее нужно больше бояться, чем толковать. И Господь объяснил только конец ее и тем еще увеличил страх; «чтобы ты, – говорит Златоуст, – слыша, что злых только отделят, не почел таковую гибель еще неопасной, Христос говорит, что их ввергнут в печь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Притча Христова говорит, что и многие из тех, которые уловлены в мрежу Христову, т.е., по-видимому, принадлежат к Церкви Христовой, будут извержены вон. Потщимся же добровольно связать все наши дела, желания, помышления мрежей заповедей Христовых, чтобы, наконец, когда невод Христов наполнится предуставленным числом спасаемых, и извлечется на край времен, мы могли оказаться доброй ловитвой и удостоились быть собраны в сосуды Небесные»... И объявнив эту притчу апостолам, **и спросил их Иисус: поняли ли вы все это?** Если что непонятно, Я объясню вам. **Они говорят Ему: так, Господи!** Мы поняли все. **Он же сказал им: поэтому ** вас можно назвать теперь книжниками, но не такими, которые знают только старое, а такими, которым известны и новые тайны Божественные; **всякий** таковой истинный, нелицемерный и разумный **книжник**, всякий проповедник истины Евангельской, **наученный Царству Небесному**, познав его истины, **подобен хозяину, который выносит** для жертвоприношения **из сокровищницы своей**, из своих запасных хранилищ, смотря по тому, когда что нужно по Закону, **новое и старое**, прошлогодние плоды и новые; так и вы раскрывайте народу и то, что прежде познали из Ветхого Завета, и то, что теперь вам открывается. Так, ветхозаветное пророчество относится к Ветхому, а исполнение его к Новому; заповеди Закона к старому, а их дух и полнота к новому; образы, употребленные в притчах – к старому, а учение, заключенное в этих образах, – к новому. |