Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
new:mf:13:44 [2018/04/21 22:19] hirey |
new:mf:13:44 [2024/04/03 17:54] tatyanastar [Свт. Филарет (Дроздов)] |
||
---|---|---|---|
Строка 27: | Строка 27: | ||
//**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// | //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// | ||
+ | ===== Свт. Тихон Задонский ===== | ||
+ | |||
+ | **Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то** | ||
+ | |||
+ | Поле означает здесь век будущий, в котором сокровенное царствие небесное со своим сокровищем. Там оно сокровенно, но в Святом Писании нам открыто и здесь обретается. Кто его обретает? Тот, кто истинно и живо верит Божию Слову и обещанию, и на него верою взирает, и надеждой стремится к тому. Таковой, будучи объят одним желанием обрести сие неоцененное сокровище, с радостью от всего в мире сем отрекается и все дорогое для мира за ничто имеет. Ибо небесное сокровище подобно прекрасному и бесценному жемчугу, против которого все богатство мира сего – как ничто. | ||
+ | |||
+ | **//Письма келейные. Письмо 23.//** | ||
===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== | ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== | ||
Строка 36: | Строка 43: | ||
+ | ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== | ||
+ | |||
+ | **Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то** | ||
+ | |||
+ | Притча говорит: **подобно есть царствие небесное сокровищу сокровенну на селе, еже обрет человек, скры, и om радости его идет, и вся, елика имать, продает, и купует село то**. | ||
+ | |||
+ | Примечайте: сокровище готово, достаточно для обогащения, владеющий полем имеет и сокровище, в нем скрытое, но, без старания обрести оное, – тщетно имеет, другой знает о сокровище, но также без попечения, без пожертвования, без решимости продать все, чтобы купить поле, и воспользоваться сокровищем, – тщетно знает. | ||
+ | |||
+ | Благодать есть сокровище готовое, довольное для обогащения каждаго и всех, но сокрытое, – где? на каком поле? – Мало ли где! На пример, на поле уединения и благоговейнаго безмолвия, на поле целомудрия и воздержания; только продай все, чтобы возобладать таким полем, и найдешь сокровище. Но наипаче близкое, и для всех доступное поле, в котором сокровенно положено сокровище благодати, есть Церковь. Какое сокровище сокрыто в ея священных собраниях! В них сокрыто присутствие Самого Христа Господа, по собственному Его уверению, что //идеже еста два или трие собрани во имя// Его, //ту// есть и Он //посреде их// [[new:mf:18:20|(Мф. 18:20)]]; а в Нем //вся сокровища премудрости и разума сокровенна// [[new:kol:02:03|(Кол. 2:3)]], равно и сокровища всех прочих даров духовных и Божественных. Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышет благодать Пророков, Апостолов, Святых; в них наипаче, //Сам Дух// Святый //ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными// [[new:rim:08:26|(Рим. 8:26)]], как сказует Апостол. Какое сокровище в ея чтениях Евангельских! «Есть бо, – говорит Афанасий Великий (в послании к Маркеллину), – в словесех писаний Божественных Господь, егоже стерпети не могуще (духи тьмы), вопияху: молю тя, да не прежде времени мучиши нас». Таже сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии. Какое сокровище в Таинствах, и наипаче в таинстве Тела и Крови Господней! В нем сокрыта вечная жизнь, с ея неисповедимыми благами, по реченному от Господа: //ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный// [[new:in:06:54|(Ин. 6:54)]]. Надобно только уметь воспользоваться толикими сокровищами, надобно усвоить их себе, а для сего надобно //продать// или отдать за безценок, пренебречь, отвергнуть, //вся, елико имаши// [[new:lk:18:22|(Лк. 18:22)]], именно, твое самоугодие, твои страсти, твои порочные навыки, твои плотския желания, твою леность, твою невнимательность, твою разсеянность. Но если кто священных собраний удаляется; молитвам и славословиям Церкви не внимает; если тогда, как здесь сила Божия движется в слове Евангелия, иных леность едва еще допускает двигнуться из дома ко храму; если тогда, как совершается глубокое таинство, иной из предстоящих разсеянными помыслами, поверхностными взорами, бродит по внешности святилища, или, вместо спасительнаго собеседования с Богом, празднословит с человеком: то златоносное поле для таковых еще чужое; они еще не обрели сокровеннаго в нем сокровища, или обретеннаго не умеют взять; и даже хотя, по видимому, его имеют, но имеют вотще, или только мнятся имети. | ||
+ | |||
+ | Могу и должен указать вам, братия Христиане, как и себе, еще, кажется, более близкое поле сокровища. Это самое сердце Христианина; это наш внутренний человек. Если крещение Христианина есть //рождение водою и духом// [[new:in:03:05|(Ин. 3:5)]], как и действительно есть, по слову Христову; а рождение не иное что есть, как начатие новой жизни; и следственно Христианин в крещении получает новую жизнь, и конечно ту, о которой сказал Апостол: //живу не ктому аз, но живет во мне Xpиcтoc// [[new:gal:02:20|(Гал. 2:20)]]: то помыслите, какое сокровище в нас положено святым крещением, какую благодать мы в нем прияли! Мы прияли в нем начаток жизни Христовой в нас, или, как выражается святый Павел, //начаток духа// [[new:rim:08:23|(Рим. 8:23)]]. Что-ж? Обрели ль мы, братия, сие сокровище? Воспользовались ли им? Ощущаем ли в себе сию новую жизнь, которая, как жизнь Христова, должна быть несравненно сильнее ветхой жизни Адамовой? Возрастаем ли в сей новой жизни? Достигаем ли //в меру возраста исполнения Xpиcтoвa// [[new:ef:04:13|(Еф. 4:13)]]? Блажен, кому при сем самоиспытании //не зазрит сердце// [[new:1in:03:21|(1 Ин. 3:21)]], и кто имеет о сем не льстящее, но успокоивающее //свидетельство в себе!// Сокровище благодати, на поле сердца обретенное молитвою и верою, приобретенное самоотвержением, умноженное любовию, искушенное огнем креста, да соблюдает он бдительно в неослабевающем подвиге и смирении! | ||
+ | |||
+ | //**172. Слово в день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено июня 25; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) | ||
+ | 1843 год**// | ||
+ | |||
+ | ---------- | ||
+ | |||
+ | Здесь приличествует слово притчи Господней: **подобно есть царствие небесное сокровищу сокровену на селе**. Село, или поле, изображает человека. Глубина, в которой скрыто сокровище, означает сердце или внутренность человека, более или менее открытую верою. Сюда в таинстве крещения Дух Божий, //дышущий идеже хощет// [[new:in:03:08|(Ин. 3:8)]], дхнул невидимо, и внес в Своем дыхании сокровище, нетленное семя возрождения, новую жизнь от Бога. Итак сокровище положено, и точно есть на поле нашем: но каждый ли из нас сделал с своей стороны то, чего далее требует притча? **Обрел** ли оное глубоким самопознанием и вхождением внутрь себя? **Скрыл** ли от невидимых татей, смирением? **Продал ли вся, елика имать**, отвергся ли мира и плоти, отдал ли без остатка страсти и пожелания, чтобы взять внутреннее сокровище и употребить к своему блаженству? Если мы ничего такого не сделали; если совсем не позаботились проникнуть, что скрыто на нашем поле; если мы только на поверхности его пасемся чувственным удовольствием, как безсловесное злаком; если скрытое сокровище глубже и глубже зарываем уметами и дрязгом помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных: то сокровище лежит, но мы им не пользуемся; нетленное в нас семя не прозябает, не цветет, не плодоносит; духовная жизнь наша или в зародыше, или в обмороке; надобно желать, чтобы о нашем возрождении вновь попекся кто-нибудь, как Святый Павел о возрождении, крещенных еще прежде, Галатов, когда он писал к ним: //чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Xpистoc в вас// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]]. То есть: как раждающая мать, нахожусь я в подвиге и страдании, дабы споспешествовать вашему духовному рождению, и притом уже не в первый раз: сперва сие было нужно, когда надлежало посредством веры и крещения положить в сердцах ваших начаток духа; но когда вы, //наченше духом, ныне плотию скончаваете// [[new:gal:03:03|(Гал. 3:3)]], то потребен новый болезненный подвиг, дабы погребенное под преобладающею плотию духовное сокровище открыть, дабы задержанный росток духа возрастить до приношения плодов духовных, дабы впечатленный в душу крещением образ Христов прояснить и проявить во всех ея способностях, силах, расположениях и делах Христоподобных и Богоугодных. //Паки болезную, дóндеже вообразится в вас Христос//. | ||
+ | |||
+ | Кто соглашается с сими размышлениями в том, сколь важно и необходимо для истиннаго Христианства возрождение; а между тем в своей жизни, делах и совести не обретает успокоивающаго свидетельства, что он действительно пользуется плодами возрождения; тому надлежит не без заботы подумать, в каком же он состоянии находится, и к чему сие ведет. Суд Христов произнесен и, верно, не переменится. Как судил Он в безмолвную ночь в присутствии одного Никодима: так же будет судить и в славный последний день в присутствии всех Ангелов и всех человеков: не рожденный свыше, не может видети Царствия Божия! | ||
+ | |||
+ | //**189. Беседа о новом рождении свыше (Напечатана в собраниях 1844 и 1848 гг.) | ||
+ | 1844 год**// | ||
===== Прп. Максим Исповедник ===== | ===== Прп. Максим Исповедник ===== | ||
Строка 83: | Строка 113: | ||
//**Толкование Евангелия от Матфея.**// | //**Толкование Евангелия от Матфея.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== | ||
+ | |||
+ | **Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то** | ||
+ | |||
+ | **Царствие небесное**, т. е. христианская вера на земле и блаженство на небе (чит. в объясн. [[new:mf:03:02#prot_ioann_buxarev|2 ст. 3 гл.)]], **подобно сокровищу, сокровену на селе** (скрытому на поле), – скрытому по случаю войны или другому какому, и на таком поле, которое не принадлежало владельцу поля, а другому, **еже обрет человек, скры** (которое найдя человек утаил), т. е. нашел как-нибудь случайно, и не сказав никому, даже и тому человеку, которому принадлежало поле, снова закопал его и прочее. Притча эта имеет следующий смысл: как в обыкновенной жизни человек жертвует своим имением для приобретения чего-либо важного, дорогого; так и царство Божие, т. е. христианская вера и блаженство небесное, должны быть так дороги для человека, что для них он должен жертвовать всем земным, всеми земными благами, ничего не жалея. | ||
+ | |||
+ | **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** | ||
===== Лопухин А.П. ===== | ===== Лопухин А.П. ===== | ||
Строка 100: | Строка 138: | ||
Благодать есть сокровище готовое, довольное для обогащения каждого и всех, но сокрытое, – где? на каком поле? Мало ли где! Например, на поле уединения и благоговейного безмолвия, на поле целомудрия и воздержания: только ничего не жалей, чтобы возобладать таким полем и найдешь сокровище. Но особенно близкое и для всех доступное поле, в котором сокровенно положено сокровище благодати, есть Церковь. Какое сокровище сокрыто в ее священных собраниях! В них сокрыто присутствие Самого Христа Господа, а в Нем //«сокрыты все сокровища премудрости и ведения»// [[new:kol:02:03|(Кол. 2:3)]], равно и сокровища всех прочих даров духовных и Божественных. Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышит благодать пророков, апостолов, святых; в них наипаче Сам Дух Святый //«ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными»// [[new:rim:08:26|(Рим. 8:26)]]. Какое сокровище в ее чтениях Евангельских! Та же сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии. Какое сокровище в Таинствах, а особенно в Таинстве причащения Тела и Крови Господней! В нем сокрыта вечная жизнь с ее неисповедимыми благами, по реченному от Господа:// «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»// [[new:in:06:54|(Ин. 6:54)]]. Надо только уметь воспользоваться этими сокровищами, а для этого надобно продать, т.е. пренебречь, отвергнуть «все, что имеешь», именно – твое самоугодие, твои страсти, твои порочные навыки, твои плотские желания, твою леность, твою невнимательность, твою рассеянность... Еще более близкое поле сокровища – это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в Таинстве крещения Дух Божий дохнул невидимо и внес Своим дыханием новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрел его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгами помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или в обмороке!..» Как человек не может овладеть сокровищем, если не приобретет поля, где оно сокрыто, так не может он и спастись, если не будет сам находиться в недрах Церкви Православной. Нашедший сокровище утаил его-для того, чтобы самому не потерять его; кто гордится дарами благодати, тот за свою гордость лишается обретенного им сокровища. Смиренный же, радуясь о Господе, не станет хвалиться перед всеми, а пойдет к брату по духу и, желая сделать его участником сокровища, скажет ему, как Андрей Петру: «мы нашли Христа!» | Благодать есть сокровище готовое, довольное для обогащения каждого и всех, но сокрытое, – где? на каком поле? Мало ли где! Например, на поле уединения и благоговейного безмолвия, на поле целомудрия и воздержания: только ничего не жалей, чтобы возобладать таким полем и найдешь сокровище. Но особенно близкое и для всех доступное поле, в котором сокровенно положено сокровище благодати, есть Церковь. Какое сокровище сокрыто в ее священных собраниях! В них сокрыто присутствие Самого Христа Господа, а в Нем //«сокрыты все сокровища премудрости и ведения»// [[new:kol:02:03|(Кол. 2:3)]], равно и сокровища всех прочих даров духовных и Божественных. Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышит благодать пророков, апостолов, святых; в них наипаче Сам Дух Святый //«ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными»// [[new:rim:08:26|(Рим. 8:26)]]. Какое сокровище в ее чтениях Евангельских! Та же сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии. Какое сокровище в Таинствах, а особенно в Таинстве причащения Тела и Крови Господней! В нем сокрыта вечная жизнь с ее неисповедимыми благами, по реченному от Господа:// «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»// [[new:in:06:54|(Ин. 6:54)]]. Надо только уметь воспользоваться этими сокровищами, а для этого надобно продать, т.е. пренебречь, отвергнуть «все, что имеешь», именно – твое самоугодие, твои страсти, твои порочные навыки, твои плотские желания, твою леность, твою невнимательность, твою рассеянность... Еще более близкое поле сокровища – это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в Таинстве крещения Дух Божий дохнул невидимо и внес Своим дыханием новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрел его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгами помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или в обмороке!..» Как человек не может овладеть сокровищем, если не приобретет поля, где оно сокрыто, так не может он и спастись, если не будет сам находиться в недрах Церкви Православной. Нашедший сокровище утаил его-для того, чтобы самому не потерять его; кто гордится дарами благодати, тот за свою гордость лишается обретенного им сокровища. Смиренный же, радуясь о Господе, не станет хвалиться перед всеми, а пойдет к брату по духу и, желая сделать его участником сокровища, скажет ему, как Андрей Петру: «мы нашли Христа!» | ||
- | Эту радость так изображает блаженный Августин: «Как мне вдруг сделалось приятно обходиться без ничтожных забав, и я с радостью оставил то, чего прежде боялся лишиться! Ибо Ты удалил их от меня, Ты, истинная и высшая радость, Сам поселился во мне, Сладчайший всех радостей!» Как человек с радостью бросил бы набранные им прежде камешки, наполнявшие его руки, если бы ему предложили вместо них жемчужины и алмазы, так и душа, обретшая Христа, готова бросить все, чтобы всецело отдаться Христу. Притча о сокровище относится к тем, кого благодать Божия сама призывает к себе, открывая себя неожиданно; оттого и радость их бывает велика. Но тот, кто сердцем чувствует нужду во спасении, кто знает, что оно есть, тот должен усиленно искать его со всем усердием: **еще**, – говорит Спаситель, – **Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который**, не жалея ни средств, ни трудов и, **найдя одну драгоценную жемчужину, пошел** домой поспешно **и продал все, что имел**, распродал все свое состояние, **и купил ее,** приобрел эту единственную безценную жемчужину. Что означает эта жемчужина? Истинную веру, благодать Божию, вечное спасение, Самого Спасителя нашего Господа Иисуса. «Одна драгоценная жемчужина, – говорит блаженный Феофилакт, – это одна истина, которая есть Христос». «Как обладающий жемчугом сам знает, что он богат, – говорит святитель Златоуст, – а для других это часто бывает неизвестно, потому что жемчуг невелик; так можно сказать и об истине. Обладающие ею знают, что они богаты, а неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве». Но чтобы мы не подумали, что для спасения нашего достаточно одной веры, Господь произносит новую грозную притчу: **еще подобно Царство Небесное** очень длинному и крепкому **неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода**. Так Церковь Христова распространится могущественно в целом мире, как невод по пространству моря, и через рыбарей апостолов, соделавшихся ловцами человеков, соберет людей из всех народов, и добрых, и злых. «Мрежею (неводом) слова истины и спасительных заповедей Господь объемлет их, собирает, ограждает и благодатной силой крестной, при свободном послушании, влечет их, как из воды, в воздух и на берег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от земного к Небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному Царствию». | + | Эту радость так изображает блаженный Августин: «Как мне вдруг сделалось приятно обходиться без ничтожных забав, и я с радостью оставил то, чего прежде боялся лишиться! Ибо Ты удалил их от меня, Ты, истинная и высшая радость, Сам поселился во мне, Сладчайший всех радостей!» Как человек с радостью бросил бы набранные им прежде камешки, наполнявшие его руки, если бы ему предложили вместо них жемчужины и алмазы, так и душа, обретшая Христа, готова бросить все, чтобы всецело отдаться Христу. Притча о сокровище относится к тем, кого благодать Божия сама призывает к себе, открывая себя неожиданно; оттого и радость их бывает велика. Но тот, кто сердцем чувствует нужду во спасении, кто знает, что оно есть, тот должен усиленно искать его со всем усердием: **еще**, – говорит Спаситель, – **подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который**, не жалея ни средств, ни трудов и, **найдя одну драгоценную жемчужину, пошел** домой поспешно **и продал все, что имел**, распродал все свое состояние, **и купил ее,** приобрел эту единственную безценную жемчужину. Что означает эта жемчужина? Истинную веру, благодать Божию, вечное спасение, Самого Спасителя нашего Господа Иисуса. «Одна драгоценная жемчужина, – говорит блаженный Феофилакт, – это одна истина, которая есть Христос». «Как обладающий жемчугом сам знает, что он богат, – говорит святитель Златоуст, – а для других это часто бывает неизвестно, потому что жемчуг невелик; так можно сказать и об истине. Обладающие ею знают, что они богаты, а неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве». Но чтобы мы не подумали, что для спасения нашего достаточно одной веры, Господь произносит новую грозную притчу: **еще подобно Царство Небесное** очень длинному и крепкому **неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода**. Так Церковь Христова распространится могущественно в целом мире, как невод по пространству моря, и через рыбарей апостолов, соделавшихся ловцами человеков, соберет людей из всех народов, и добрых, и злых. «Мрежею (неводом) слова истины и спасительных заповедей Господь объемлет их, собирает, ограждает и благодатной силой крестной, при свободном послушании, влечет их, как из воды, в воздух и на берег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от земного к Небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному Царствию». |
**Который** (невод), **который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев,** неспешно и обдуманно **хорошее собрали** (хорошую рыбу) **в сосуды, а худое** (негодную, нечистую, вредную рыбу) **выбросили вон**. Притча эта сходна с притчей о плевелах: и там одни спасаются, а другие погибают. **Так будет при кончине века** на Страшном Суде Сына Человеческого**: изыдут,** явятся с неба дотоле невидимые исполнители суда Божия **Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и** праведных будут сопровождать в вечные обители Небесные, а грешных – **ввергнут их в печь огненную**, на муку вечную**: там будет плач и скрежет зубов**, скрежет отчаяния и проклятий против самих себя... Неудивительно, что святитель Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Великий говорит, что ее нужно больше бояться, чем толковать. И Господь объяснил только конец ее и тем еще увеличил страх; «чтобы ты, – говорит Златоуст, – слыша, что злых только отделят, не почел таковую гибель еще неопасной, Христос говорит, что их ввергнут в печь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Притча Христова говорит, что и многие из тех, которые уловлены в мрежу Христову, т.е., по-видимому, принадлежат к Церкви Христовой, будут извержены вон. Потщимся же добровольно связать все наши дела, желания, помышления мрежей заповедей Христовых, чтобы, наконец, когда невод Христов наполнится предуставленным числом спасаемых, и извлечется на край времен, мы могли оказаться доброй ловитвой и удостоились быть собраны в сосуды Небесные»... И объявнив эту притчу апостолам, **и спросил их Иисус: поняли ли вы все это?** Если что непонятно, Я объясню вам. **Они говорят Ему: так, Господи!** Мы поняли все. **Он же сказал им: поэтому ** вас можно назвать теперь книжниками, но не такими, которые знают только старое, а такими, которым известны и новые тайны Божественные; **всякий** таковой истинный, нелицемерный и разумный **книжник**, всякий проповедник истины Евангельской, **наученный Царству Небесному**, познав его истины, **подобен хозяину, который выносит** для жертвоприношения **из сокровищницы своей**, из своих запасных хранилищ, смотря по тому, когда что нужно по Закону, **новое и старое**, прошлогодние плоды и новые; так и вы раскрывайте народу и то, что прежде познали из Ветхого Завета, и то, что теперь вам открывается. Так, ветхозаветное пророчество относится к Ветхому, а исполнение его к Новому; заповеди Закона к старому, а их дух и полнота к новому; образы, употребленные в притчах – к старому, а учение, заключенное в этих образах, – к новому. | **Который** (невод), **который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев,** неспешно и обдуманно **хорошее собрали** (хорошую рыбу) **в сосуды, а худое** (негодную, нечистую, вредную рыбу) **выбросили вон**. Притча эта сходна с притчей о плевелах: и там одни спасаются, а другие погибают. **Так будет при кончине века** на Страшном Суде Сына Человеческого**: изыдут,** явятся с неба дотоле невидимые исполнители суда Божия **Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и** праведных будут сопровождать в вечные обители Небесные, а грешных – **ввергнут их в печь огненную**, на муку вечную**: там будет плач и скрежет зубов**, скрежет отчаяния и проклятий против самих себя... Неудивительно, что святитель Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Великий говорит, что ее нужно больше бояться, чем толковать. И Господь объяснил только конец ее и тем еще увеличил страх; «чтобы ты, – говорит Златоуст, – слыша, что злых только отделят, не почел таковую гибель еще неопасной, Христос говорит, что их ввергнут в печь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Притча Христова говорит, что и многие из тех, которые уловлены в мрежу Христову, т.е., по-видимому, принадлежат к Церкви Христовой, будут извержены вон. Потщимся же добровольно связать все наши дела, желания, помышления мрежей заповедей Христовых, чтобы, наконец, когда невод Христов наполнится предуставленным числом спасаемых, и извлечется на край времен, мы могли оказаться доброй ловитвой и удостоились быть собраны в сосуды Небесные»... И объявнив эту притчу апостолам, **и спросил их Иисус: поняли ли вы все это?** Если что непонятно, Я объясню вам. **Они говорят Ему: так, Господи!** Мы поняли все. **Он же сказал им: поэтому ** вас можно назвать теперь книжниками, но не такими, которые знают только старое, а такими, которым известны и новые тайны Божественные; **всякий** таковой истинный, нелицемерный и разумный **книжник**, всякий проповедник истины Евангельской, **наученный Царству Небесному**, познав его истины, **подобен хозяину, который выносит** для жертвоприношения **из сокровищницы своей**, из своих запасных хранилищ, смотря по тому, когда что нужно по Закону, **новое и старое**, прошлогодние плоды и новые; так и вы раскрывайте народу и то, что прежде познали из Ветхого Завета, и то, что теперь вам открывается. Так, ветхозаветное пророчество относится к Ветхому, а исполнение его к Новому; заповеди Закона к старому, а их дух и полнота к новому; образы, употребленные в притчах – к старому, а учение, заключенное в этих образах, – к новому. |