Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны
См. Толкование на Мф. 22:1
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны
См. Толкование на Мф. 22:5
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны
Видишь ли последовательность и порядок вещей? Видишь ли точность притчи? – Тогда глагола: когда это? Когда евреи, позванные Апостолами в царство небесное, не только не восхотели слушать их, но поносили их и убивали. Тогда уже послал Он их во весь мир, ко всем языкам.
Слова (Слово 45-е).
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны
Брачный пиръ готовъ, все готово, а званные не были достойны. Почему? Потому, что они что-то или кого-то предпочитали Христу Богу и Его Евангелию. Ибо Его Евангелие – это победа над грехом, смертью и диаволом. Это – первая половина Евангельской вседействительности. А вторая, ибо есть вторая половина Евангельской вседействительности – Всеблаговестие и Всеблаженство Вечной Жизни. О, все это и есть брачный пиръ Сына Божия: Его бессмертная победа и Его бессмертное празднество. Есть ли что-либо, о чем вы могли бы сделать замечание, и сказать: вот, не все готово, недостает того и другого. Никакого замечания Богочеловеческому делу Христову не может сделать нормальный человек. Ибо Господь Христос как Богочеловек и Церковь ничего не упустил сделать из того, что надо было сделать, чтобы спасти человека от греха, смерти и диавола, и подарил ему всеблаговестническое бессмертие и всеблаженную жизнь вечную. Все отстальное настолько неважно, что не составляет и не должно составлять главной заботы человека в этом мире. По всемудрому правилу Единого Благовестника: «Ищите же прежде царства Божiя и правды Его, и это все приложится вамъ» (Мф. 6:33): ибо все остальное в видимом мире, от атома до солнца, есть только придаток к этому царству и этой правде.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны
Скажет кто-нибудь: что такого в одном человеке? Чему удивляться? Что особенного, что мимо слуг хозяина дома в толчее проник один, не имеющий подобающей брачному пиру одежды? Неужели из-за одного него возможным стало сказать, чтобы звали и злых и добрых? Внимайте и разумейте, братья мои! Этот один - представитель множества таковых.
Проповеди.
Ст. 8-10 Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны. Итак пойдите на распутия, и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими
Племя язычников было не на пути, а на распутьях. Но, спрашивается, каким образом среди них, бывших вне [водительства закона], между злыми находятся и добрые? Полнее относительно этого места рассуждает [Павел] апостол в послании к Римлянам (Рим. 2:14), говоря, что язычники, по природе исполнявшие дела закона, будут судьями иудеев, которые не исполняли написанного закона. Но и среди самих язычников есть бесконечное различие, так как мы знаем, что одни были склонны к порокам и устремлялись к злу, а другие по чистоте нравов своих были преданы добродетели.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Ст. 8-10 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны: так пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими
Когда первые рабы, Моисей и пророки, не убедили иудеев, тогда Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, рассеянных, блуждавших по различным путям учений, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Они были несогласны друг с другом; они были не на правильном пути, а на распутьях, то есть окольных путях; это - ложные учения, которые провозглашали язычники. Одни считали правильным то, другие - другое. Еще лучше так понимать: путь-это образ жизни у каждого, а распутья или уклонения с пути - это учения. Язычники, идя по ложному пути, то есть проводя постыдную жизнь, пришли и к нечестивым учениям; они измыслили гнусных богов, покровителей страстей. Апостолы же, выйдя из Иерусалима к язычникам, собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют «добрыми» по сравнению с первыми.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Тогда глагола рабом своим: брак убо готов есть, званнии же не быша достойны: идите убо на исходища путий, и елицех аще обрящете, призовите на браки
Распутиями называет города и села язычников; распутиями же назвал, обозначая этим отвержение язычников, так как отверженные живут на распутиях. Сначала апостолы проповедовали иудеям, пока находились между ними, но когда были изгнаны, то ап. Павел сказал к ним: вам бе лепо первее глаголати слово Божие, а понеже отвергосте е и недостойны творите сами себе вечному животу, се, обращаемся во языки (Деян. 13:46). Но Христос по воскресении тотчас послал их к язычникам, говоря: шедше убо научите вся языки (Мф. 28:19). Каким образом они проповедовали сначала иудеям Лука в книге Деяний (1:8) пишет, что Христос, имея вознестись на небо, сказал апостолам: приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли вот как он объяснил то, что они начинают с Иерусалима.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Ст. 8-10 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими
Кто такие, которых, вместо отказавшихся, царь приказал созвать на пир? Что значит, что эти собранные были взяты на распутьях, и что между ними были и добрые, и злые? Это – вместо отказавшихся от принятия христианства иудеев, новозаветными проповедниками привлеченные к христианству язычники. Язычники представляются ходящими на распутьях в том смысле, что они жили не по закону, данному Богом, а по своему ложному учению и закону, ими самими придуманному. Между язычниками одни оказались добрыми, другие злыми. Это значит, что одни из них стараются жить честно, внушая голосу разума и совести, которые обыкновенно добро одобряют, зло осуждают; а другие ведут жизнь совершенно беспорядочную. Первые из них в притче названы добрыми, вторые злыми.
Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны
См. Толкование на Мф. 22:1