И ели все, и насытились
Чудесный обед! А как он был вкусен, вышедши из рук Творца неба и земли! Вот где виден Творец мира.
Дневник. Том II. 1857-1858.
И ели все, и насытились
См. Толкование на Мк. 6:41
Ст.42-43 И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов
И ядоша (ели) вси и насытишася (насытились), потому что хлебы чудесно не истощались, а умножались в руках Апостолов, сколько они ни раздавали их народу; перестали умножаться уже тогда, когда роздано было всем, и все поели досыта. Но этим еще не ограничилось чудо: оказалось множество оставшихся кусков – стали собирать, и набрали их 12 коробов, т. е. обычных корзин (кузовьев), какие употреблялись Иудеями во время путешествия, вместо сумок (Мф. 10:10). 12 корзин – по числу 12 Апостолов, раздававших хлебы и собиравших куски.
Господь повелением собрать куски научает и нас дорожить дарами Божиими, употреблять их только на действительные нужды, а не расточать на роскошь, прихоти и чувственные удовольствия. Ибо если Он, Которому ничего не стоило насытить пятью хлебами пять тысяч человек, заповедал собрать и приберечь на последующее время остатки чудесно приумноженного хлеба, то с какой расчетливостью должны мы пользоваться благами, ниспосылаемыми Промыслом Божиим для поддержания бытия и состояния нашего на земле?
„Чудо насыщения пятью хлебами, пишет один из духовных писателей, не прообразовало ли таинства Божественной Евхаристии, в которой под видом хле6а и вина Иисус Христос, Агнец Божий, по выражению Церкви, раздробляется, но не разделяется, и всегда ядомый, николиже иждивается, но, пребывая непрерывно в Церкви, освящает причащающихся“?
Кроме того, чудесное насыщение в пустыне не научает ли нас не предаваться отчаянию в самых тесных обстоятельствах, но возлагать всю свою надежду на Бога, Который не только сверхъестественной силой, но самыми обыкновенными, по-видимому, средствами силен избавить человека от постигающих его бедствий? (Воскр. Чт. гл. 19).
Толкование на Евангелие от Марка.
И ели все, и насытились
См. Толкование на Мк. 6:34