и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь
Достигнуть совершенства в любви и подлинно узнать Возлюбленного дано не всякому случайному человеку, а лишь тому, кто совлекся ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облекся в нового человека, в котором возможно узнать образ Творца (Еф. 4:22, 24). Тот же, кто любит деньги, кто жаден до тленной телесной красоты и непомерно дорожит пустой славой, кто растратил силу любви на недолжное, - тот слеп к зрелищу подлинной любви.
Высказывание «всею душою» не признает разделения на части. Сколько любви ты растратишь на низкие дела, столько у тебя по необходимости не достанет из целого.
Гомилии на Псалмы.
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь
В составе человека имеются три части. От апостола мы тоже узнаем об этом: из того, что он говорит ефесянам, молясь, чтобы всецелая благодать тела, души и духа сохранилась в них до пришествия Господа. Питательную часть он называет телом, чувствующую - душой, мыслящую - духом. Точно так же Господь наставляет евангельского книжника в том, что всякой заповеди предшествует заповедь о любви к Богу всем сердцем, душой и разумом. В этих словах, как мне кажется, дано разъяснение того же различия: наиболее телесное устроение именуется сердцем, среднее - душой, а высочайшая природа - разумом, умной и творящей силой.
Об устроении человека.
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь
См. Толкование на Мк. 12:28
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь
Всем сердцем - это не только то значит, что надо отказаться от смертных пороков, но и стыдиться их с Божией помощью в уме. Такой человек всем сердцем любит Господа и все свое сердце посвятил Господу. Исполняя эту заповедь, мы не до конца понимаем, что такое всею крепостию, а св. Ефрем разъясняет нам: «Если кто молится с молитвой Иисусовой и полагает поклон поясной, а тело его не утруждается, то эта молитва вменяется ему в грех». И, имея такую беструдную молитву оружием против бесов, подвижник бывает, так сказать, ни холоден, ни горяч, и в час брани слышит от Господа: имам тя отринути. И совершенно справедливо.
Письма.
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь
См. Толкование на Мк. 12:28
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь
Когда ты решаешься следовать этой заповеди, и отвергнуть всех других богов и господ, и не иметь никого богом и господом, кроме единого Бога и Господа, то объявляешь беспощадную войну всем остальным богам и господам. Когда же мы приходим к благодати крещения и отрекаемся от всех других богов и господ, то исповедуем только Бога Отца, Сына и Святого Духа (ср. Мф. 28:19).
Гомилии на Исход.
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь
Эта заповедь дана Самим Богом чрез Моисея (Втор. 6:5). Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, т.е. всей способностью, или силой, которой мы чувствуем или желаем, и всею душею твоею, т.е. вообще возлюби Господа всецело, – всем существом своим, со всеми его силами; и всем разумением (умом) твоим, т.е. всей способностью или силой, которой мы познаем; и всей крепостью твоею, т.е. всей силой воли – третьей человеческой способности или силы. Сия есть (вот) первая заповедь – первая не по чему-либо, но по важности и значению других заповедей: она есть основание всех других заповедей, и исполнение ее есть источник всех других добродетелей. Бог – высший всех существ, и должен быть любим высшей любовью (Мих.). Человек и создан был для того, чтобы любить Бога, и любовь к Богу в нем должна царствовать над всем, что есть в душе его.
Толкование на Евангелие от Марка.
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь
См. Толкование на Мк. 12:28
и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь
См. Толкование на Мк. 12:28