И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Он умирает (ср. Мф. 27:50, Мк. 15:37, Лк. 23:46, Ин. 19:30), но животворит (ср. Ин. 5:21) и смертью разрушает смерть (ср. 2 Тим. 1:10, Евр. 2:14). Погребается (ср. Мф. 27:60, Мк. 15:46, Лк. 23:53, Ин. 19:41-42, 1 Кор. 15:4), но восстает (ср. Мф. 28:6, Мк. 16:6, Лк. 24:6, Ин. 20:8-9, 1 Кор. 15:4). Нисходит в ад, но возводит души (ср. Еф. 4:8-9, Пс. 68:18); восходит на небеса (ср. Лк. 24:51, Деян. 1:10-11) и придет судить живых и мертвых (ср. 2 Тим. 4:1, 1 Пет. 4:5).
О Сыне (Слово 29).
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Как в праздник Пасхи причиной нашей радости стало воскресение Господа, так теперь повод нашей радости - Его вознесение на небеса. Со всей надлежащей торжественностью мы вспоминаем этот день, в который наша слабая человеческая природа вознесена была во Христе над всем воинством небесным, над всеми чинами ангелов, над всеми силами небесными, до самого престола Бога Отца. Согласно этому порядку божественных деяний мы утверждены и прочно укреплены. И еще удивительнее проявляет себя благодать Божия, когда то, что заслуживает нашего почтения, скрыто от глаз людских, а вера не отступает, надежда не гаснет, любовь не холодеет… Возлюбленные, чтобы мы были в состоянии пребывать в этом блаженстве, Господь наш Иисус Христос, установив все касательно проповеди Евангелия и таинств Нового Завета, на сороковой день после воскресения в присутствии учеников был взят на небо… Так окончилось Его пребывание с ними во плоти. Теперь Ему предстояло быть одесную Отца до исполнения времен, предназначенных для умножения Церкви сынами ее. И тогда в той же плоти, в которой Он вознесся на небеса, Он придет судить живых и мертвых. Видимое присутствие нашего Искупителя перешло в таинства, и, чтобы вера становилась превосходнее и крепче, за видимым последовало учение, силе которого следуют освещенные высшим светом сердца верующих.
Проповеди.
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Слыша, что Христос седит одесную Бога Отца, помышляй, что он имеет единую со Отцем вседержительную власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем мире, и особенно о Церкви спасаемых. Вообще, не устремляй дерзновенно полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет неприступный (1 Тим. VI. 16).
Беседа в день Вознесения Господня и обретения мощей Святителя Алексия. 1854 г.
Ст. 19-20 И так Господь, после беседования с ними (учениками), вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь
Вознесение Господа на небо не есть уход Бога, оставление Им земли. Нет, нет! Напротив, оно есть вдвижение в земное Божественной природы и поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление человеческого «тления» и усвоение человеческой природе бессмертия и вечности. Господь, вознесшийся на небо с преображенным по Воскресении человеческим телом, это и делает. Как «новый Адам», Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и тем вдвигает ее, обновленную, в Царство Отца, т.е. в Царство бессмертия и вечности. Вознесение Господа есть, таким образом, завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призывается к своему вознесению, всыновлению Отцу и сидению одесную Его. Вот почему сказано: «Приду… и возьму вас (верующих) к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3). Актом вознесения обновленной и обоженной человеческой природы замыкается искупление человека. Но этот акт не поглощает земное, не заменяет его небесным. Он соединяет небо с землею, поднимает земное в обожение неба, низводя небесное на землю ради восстановления земли. Вот почему в Вознесении не разрывность, а замыкание круга. И в Вознесении же сила, образовавшая неразрывность круга неба – земли и делающая этот круг живым в каждой точке и устремленным к главной завершительной точке – обожению человека. Это – сила Животворящего Божиего Духа. Дух животворит, и жизнь неустанно движется к завершению, к вечности. Об этой животворящей силе Духа говорит Сам Христос: «Если Я не пойду (к Отцу), Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… (Он) пребудет с вами вовек» (Ин. 16:7, 13, 14, 16). Вот эта сила Духа, посланного по Вознесении, и сцепила Небо и землю в один круг, и она же одухотворяет каждую точку круга, или, иначе, каждую точку спасительного пути. Это – сила святой благодати. Без нее немыслимо восстание от тления, движение вперед и возрождение души. Об этой совершающей силе Святого Духа и говорит в последних словах своего повествования святой евангелист. Это она, совершительная сила Святого Духа, в «Господнем содействии», и она во всех бесконечных «последующих знамениях», сопутствующих на земле Божию делу. Следовательно, и то и другое – и «Господне содействие», и «знамения» – обеспечены верующему. Они – неразрывное звено спасительного круга; они – сила, сцепляющая землю с Небом. Разве в этом не величайшая утеха верующей душе?! «Не оставлю вас сиротами…» (Ин. 14:18). Дыханием Божественного Духа Спаситель наших душ с нами в каждом шаге жизни, в каждом дыхании уст. Ему, даже до страсти, креста и смерти возлюбившему нас, Ему, освятившему нас в Светлом Воскресении и Великом Вознесении, вместе с милосердным Отцом, от века зовущим нас к Себе, и Совершителем нашего обожения – Святым Духом да будет слава, честь и поклонение от нас грешных, но любимых и призываемых, ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь. Истинно.
«О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе! Егоже, вернии, утверждение надежды имуще, радуемся!» (тропарь 9-й песни пасхального канона).
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
В конце Евангелия Марк говорит: И так Господь, после беседования с нижи, вознесся на небо и воссел одесную Бога. Это соответствует сказанному пророком: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Один и тот же Бог и Отец предсказан пророками и засвидетельствован истинным Евангелием. Его, Создателя неба и земли и всего, что есть на них, мы, христиане, чтим и любим всем сердцем.
Против ересей.
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Будучи восприняты в телесном смысле, такие вещи становятся неподобающими, что вынуждает нас понимать их как невыразимо духовные. Если, думая о теле Господнем, в котором Он из гроба взошел на небо, мы представляем Его в человеческом виде, то из этого не следует, что, раз Он восседает одесную Отца, то Отец сидит от Него по левую сторону. Дело в том, что в этом блаженстве, превосходящем всякое человеческое разумение, есть только одна десница, и эта десница - имя самого блаженства.
Не сомневайся, что человек Иисус Христос находится сейчас там, откуда Он придет. Помни и верно держись исповедания христиан, что Он воскрес из мертвых, взошел на небеса, восседает одесную Отца (ср. Кол. 3:1, Евр. 1:3, 10:12) и именно оттуда придет судить живых и мертвых. По свидетельству ангела, Он придет так, как виден был восходящим на небо (ср. Деян. 1:10-11, 2 Тим. 4:1), то есть в том же виде и в той же плоти, которой Он действительно дал бессмертие, но не отказался от ее природы. Что касается плоти, то не следует думать, будто она присутствует везде. Нужно остерегаться того, чтобы божественность человека подчеркивать до такой степени, что реальность его тела начнет разрушаться. Вовсе не следует полагать, что все, имеющееся в Боге находится повсюду, как Сам Бог. И о нас Писание истинно говорит, что мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:28), однако в отличие от Него мы не присутствуем повсюду: по- своему человек в Боге, по-своему и Бог в человеке - неповторимо. Одно Лицо - Бог и человек, то и другое - один Христос Иисус, который повсюду как Бог, но на небе как человек.
Послания.
Победив дьявола воскресением, Иисус восседает одесную Отца, где уже не умрет, и смерть уже не будет властвовать над Ним (ср. Рим. 6:9).
Толкование Псалмов.
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
См. Толкование на Мк. 16:15
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
После беседования с ними: в продолжение 40 дней Господь являлся своим ученикам по воскресении своем и открывал им тайны Царствия Божия (Деян. 1:3). Евангелисты вообще передают немногое об этом времени; точно так же и ев. Марк.
Вознесся на небо: подробнее это событие описывает ев. Лука, частью в своем Евангелии (Лк. 24:50—51), но особенно в книге Деяний Апостольских (Деян. 1:2—11).
На небо: в ту премирную область, где по преимуществу являет присутствие свое Бог, и где по преимуществу в Его присутствии пребывают святые чистые духи — ангелы и святые Божии человеки.
И воссел одесную Бога: выражение образное, основывающееся частью на видениях сверхъестественных (Деян. 7:36), частью на обетовании самого Господа (Ин. 14:3). Собственно же это образное выражение — седение одесную Бога — означает то, что Господь Иисус Христос и по человечеству приял божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, так как сидение по правую руку на образном языке библейском означает именно разделение власти посаждаемого так с сидящим.
Толковое Евангелие.
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Хвала Судье мертвых (ср. Деян. 10:42), хвала Царю живых! Сидящий одесную Отца в сиянии силы на небе, Ты грядешь воздать справедливо за всякий наш грех.
Гимны на всякий день.
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Вознесенный на небеса, Он есть Бог и человек. И потому по Своему человечеству, взятому от земли, Он пребывает на земле со святыми, а по Божеству, которым Он наполняет равно небо и землю, Он пребудет во все дни до скончания века. Из этого ясно, что вплоть до конца в мире не перестанут жить люди, достойные жилищ и обителей Божьих. Не следует сомневаться, что после сражений с веком сим они останутся в Царстве Христа, - они, кто, сражаясь с веком сим, заслужили принять в качестве гостя в свое сердце Христа. Впрочем, следует отметить, что присутствующее повсюду величие Божие по-разному проявляет себя в избранных и в осужденных. Он присутствует в осужденных силою своей непостижимой природы, благодаря которой знает прошедшее и настоящее, понимает помышления и предвидит все пути каждого человека (ср. Пс. 138:2-4). Он присутствует в избранных благодатью благосклонного покровительства, с помощью которой ведет их чрез дары и наказания, подобно тому, как отец воспитывает своих сыновей, готовя их к предстоящему владению наследством.
Гомилии на Евангелия.
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Сын и умер, и воскрешен Отцом согласно Писанию. Сын возносится на небесную высь (ср. Ин. 3:13) и опускается в преисподние места земли (Еф. 4:9). Он восседает одесную Отца (ср. Мк. 16:19, Отк. 3:21), не Отец у Его десницы. Его видел Стефан, побиваемый камнями, стоящим одесную Бога (ср. Деян. 7:55-56), где Он будет пребывать, покуда Отец не положит Его врагов к ногам Его (ср. Пс. 109:1). И придет Он на облаках небесных таким же, каким вознесся (ср. Деян. 1:9-11, Лк. 24:51).
Против Праксея.
Ст. 19-20 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь
«После беседования с ними…» Не тотчас после беседы за трапезой (стих 14), а спустя 40 дней по воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся на небо (см. Деян. 1:2–11) и воссел одесную Бога, т. е. и по вознесении Своем получил власть, равную с властью Бога Отца. Но через это Он сделался источником чудесных сил для Своих апостолов, которые пошли, согласно повелению Христа, проповедовать Евангелие по всему свету, совершая, где нужно, чудесные знамения (ср. 1Кор. 1:6, 2:4).