Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его
См. Толкование на Откр. 16:1
Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его
Все эти раны - духовные и возникают в душе. Ведь в то время весь нечестивый народ не будет поврежден какой-либо раной тела, поскольку он не заслужил наказания в этом веке, словно он тот, кто получил всю власть творить беззаконие. Но духовно, так сказать, все нечестивые и гордые наказываются за грехи воли и смертные грехи, каковые и суть язвы в их душах.
Изложение Откровения.
Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его
Проповедники выливают чаши гнева Божия на землю двумя способами: либо духовным судом они обрушивают наказания нечестивых на них самих, как Петр сказал Симону: серебро твое да будет в погибель с тобою (Деян 8:20), либо показывают их святой Церкви в проповеди, по слову того же Петра: суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3).
Изложение Откровения.
Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его
Особенность смертельной раны такова, что небольшое место, которое она занимает на теле, имеет большую силу причинить смерть, чем оставшаяся часть тела - здоровая или скорее стремящаяся к сохранению здоровья человека. И хотя проповедь Господа Иисуса Христа пришла и как помощь спасению верующих, и как свидетельство осуждения неверующих, рана от этого поражения может быть расценена как наихудшая участь для всего тела погибших. Ибо мы читаем о Христе: се, лежит Сей на падение и на восстание многих <…> и в предмет пререканий (Лк 2:34).
Однако более всего это относится к иудейскому народу, от которого должен произойти антихрист. Этим одним преступлением они погубили благочестивое соблюдение закона, если могли его иметь, и сами были поражены неисцелимо тем, что Христа, им обещанного, не пожелали принять. Изображая одного из них, говорит старший брат отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими и прочее (Лк 15:29). Ибо он есть народ, который отверг Агнца, словно пренебрегая тем, что правее, ибо место агнцев справа, и принял козленка, то есть отклонившись налево и подпав осуждению. Разумеется, он отверг Христа и принял антихриста.
Поэтому здесь Иоанн, вероятно, имеет в виду, что огромная и страшная язва появилась у тех людей, которые имели начертание имени зверя и которые поклонялись образу его, так что, уязвленные одной виной, словно раной, они были приговорены к наказанию вечных мук. Об этом грехе, как о страшной язве сказал Господь: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем <… > Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего (Ин 15:22, 24). Это неисцелимая рана.
Однако, поскольку благодаря злостной подмене у них будет много последователей, поэтому он сказал безразлично о тех людях, кто имеет начертание имени зверя, чтобы кто-нибудь не подумал, что он сказал здесь об одном только еврейском народе. Ибо в хорошем смысле закон назвал этих людей сынами Авраама - не потому что они родились от него по плоти, а благодаря подражанию его вере, потому что исповедовали победителя Христа от колена Иудина, Который воскрес из мертвых. Так в случае зла - иудеи, вероятно, будут иметь учеников из язычников, которые, приняв антихриста, который, как говорят, произойдет из колена Данова, и последовав за ним, будут отмечены как сообщники их клеймами преступления и станут причастниками их мучений в вечном осуждении.
Комментарий на Откровение.
Пошел первый ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его
Эти слова можно истолковать в двух смыслах: или буквально - применительно ко времени конца мира, или аллегорически. Господь, обращаясь к своим ученикам по поводу знамений конца мира, многое им представил из того дурного, что будет происходить тогда, говоря: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней (Мф 24:6-8), и погодя, прибавил: Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф 24:21). Поэтому сказанное о том, что произойдет, когда изливается каждая из семи чаш, следовало бы истолковать в свете Господних речений. Излияние болезней из первой чаши обозначает скорби и страдания, которые в то время с помощью военных слухов будут разжигать души людей.
Комментарий на Откровение.
Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его
См. Толкование на Откр. 16:1