И я, Иоанн, увидел Святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего
Видение Святого города Иерусалима новым указывает на переход к светлости, которую получит горний Иерусалим, нисходящий к людям от высших бесплотных сил, ибо глава тех и других есть Христос Бог наш. Сей город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из Святых, о которых написано: камение Свято валяется на земли его (Зах. 9,16). - Городом называется он как обитель Троицы, ибо, по обетованию, она обитает и ходит в нем (2 Кор. 6,16). - Невестою же называется как прилепляющийся Владыке и с Ним совокупляющийся совершенным и неразрывным соединением, - украшенною как имеющий, по Псалмопевцу, славу и красоту (Пс. 44,14) в разнообразии добродетелей.
Толкование на Апокалипсис.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего
Этого Иерусалима образ - Иерусалим на прежней земле, в котором праведные предварительно готовятся к нетлению и приготовляются к спасению. И этой скинии образ получил Моисей на горе, и ничто не может быть принято за аллегорию, но все верно, истинно и существенно, будучи создано Богом для наслаждения праведных людей. Ибо как истинно есть Бог, воскрешающий человека, так же истинно человек воскресает из мертвых, а не иносказательно, как я неоднократно показал. И как истинно он воскресает, так же истинно будет приготовляться к нетлению и будет возрастать и укрепляться во времена царства, чтобы быть способным к принятию славы Отчей.
Против ересей.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего
Говорится, что город сходит с неба, потому что благодать, по которой Бог творит его, небесная. Почему Он говорит ему через Исайю: Я, Господь, творю это (Ис 45:8). Правда, нисходит он с неба с самого начала, с того времени, как граждане его в течение этого века по благодати Божией, сходящей свыше, возрастают через купель возрождения в Духе Святом, ниспосланном с неба. Но по суду Божию, который будет последним судом через Сына Его - Иисуса Христа, град этот по дару Божию явится в таком великом и новом блеске, что не останется никаких следов ветхости, так как и сами тела от ветхого тления и смертности перейдут к нетлению и бессмертию.
О граде Божием.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего
Небесный Иерусалим - это множество святых, о которых сказано, что они придут с Господом, по слову Захарии: придет Господь Бог мой и все святые с Ним (Зах 14:5). Они - те, кто будет обитать с Ним, - приготовляются Богу как чистое обиталище. Как невеста, украшенная для мужа своего. Украшенные святостью и праведностью, они шествуют, чтобы соединиться с Господом своим и оставаться с Ним в вечности.
Трактат на Откровение.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба
Под именем Иерусалима обозначено блаженство святых и их обитель, каковую Иоанн образно именует Иерусалимом и здесь, и в прежних главах; дается великолепное и благовидное его описание для того, чтобы мы направили наш ум от того, что высказано чувственным образом, к духовному блаженству и образу жизни святых.
Комментарий на Откровение.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего
См. Толкование на Откр. 21:1