Нераскаянна бо дарования и звание Божие
См. Толкование на Рим. 11:22
Нераскаянна бо дарования и звание Божие
Это приводит Апостол как основание убеждения в сказанном. Нераскаянна — не раскаявается Бог и не отменяет, что даровал и кого призвал. Напоминает первоначальное избрание народа иудейского. Сколько было родоначальников из потомков Ноя и сколько народов образовалось из них по столпотворении?! Но из всех их Бог избрал только Еверов род (см.: Быт. 10, 21, 24 — 30), и его не весь, а только взял из него одного Авраама, от которого и произвел Себе особый народ. Этот народ и есть избранный, имевший особое звание и предназначение и пользовавшийся столькими благодеяниями и дарованиями: ему дан закон, к нему посланы Пророки, для него явлены знамения и чудеса. И после всего этого возможно ли, чтобы Бог вконец отверг его?! Нет; кого избрал Бог, того будет наказывать исправительно, будет лишать милости Своей на время, но вконец не отвергнет его. Ибо иначе Он и не избрал бы его, если бы предвидел, что он когда-нибудь окончательно сделается недостойным милости Его. Иудеи имели свои недостатки, и имеют; но из всех народов никто не мог лучше их исполнить намерения Божии о спасении людей. Предвидел сие Бог и избрал их. Если же избрал, то не отверг вконец, несмотря на то, что в настоящее время они являются достойными отвержения и отвержены. Это только на время. После опять возвратится к ним то, что первоначально для них предназначено.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Ибо дары и призвание Божие непреложны
Ибо непреложны суть дары и призвание Божие, кои были к отцам их, если обратятся и совершат покаяние сыны их.
Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.
Ибо дары и призвание Божие непреложны
Для Бога устроить будущие дела в Его предведении, которое ни обмануть нельзя, ни изменить, есть не что иное, как окончательно предопределить. Тот, о ком Бог предзнал, что он будет благочестив, ведет себя благочестиво - пусть даже ему и не ясно [это о Боге]. И тот, кому Бог предназначил быть благочестивым, пусть даже ему и неизвестно [это о Боге], когда слышит, что по дару Божию он станет таким, каким станет, - любовь его торжествует, и он не делается спесив, будто и не получал этого дара. И не только нет такому человеку препятствий в трудах любви через проповедь предопределения, но, напротив, ему приходит помощь, ибо, когда он хвалится, он может хвалиться в Господе (см. 1 Кор. 1:31).
О даре терпения.
Ибо дары и призвание Божие непреложны
Все это Павел говорит в побуждение иудеям. О том, что Бог может забрать обратно Свои дары, если видит, что получившие их больны неблагодарностью, свидетельствует Саул, вкусивший духовной благодати, а потом ее лишившийся (см. 1 Цар. 15:26; 28:6). И точно так же Соломон, вкусивший мира по божественной щедрости, после преступления утратил благодать (см. 3 Цар. 11:6-13). И сами иудеи, которые постоянно пользовались пророческим попечением, в настоящее время лишены этой опеки.
Толкования на послания святого Павла.
Ибо дары и призвание Божие непреложны
См. Толкование на Рим. 11:28
Ибо дары и призвание Божие непреложны
Считается, что тяжело согрешившие - не принявшие обетование Бога - не могут быть прощены без плача и стенаний, и что не могут они обрести милость, если не будет видно, что они скорбят. Но Павел показывает, что это для начала не требуется, - свободным даром Божиим грехи прощаются при крещении.
Толкование на Послание к Римлянам.
Ибо дары и призвание Божие непреложны
См. Толкование на Рим. 11:28