Ст. 29-31 И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой! После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои
Когда этот старец настойчиво говорит своим сыновьям, что он, их отец, желает быть погребённым в гробнице пророка Самея, и надеется, что его прах обретет покой, он представляет собой аллегорический образ ветхого Адама. И Адам настойчиво убеждает сыновей позволить ему принять крещение, которое есть гробница Эммануила: через Него все те, кто погребены с Ним в крещении, имеют надежду на мир и жизнь. С другой стороны, когда этот старец лжет и обманывает другого пророка, он является образом иудейского народа, о котором мы читаем в псалме: И льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним (Пс 77:36).
Комментарии на 3-ю книгу Царств.
Ст. 29-31 И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой! После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои
Весьма здраво рассудил обманщик человека Божия. Он позаботился похоронить его с почестями в своей усыпальнице, а также распорядился и себя похоронить подле костей человека Божия в надежде уберечь свои собственные кости в то время по пророчеству человека Божия, когда Иосия, царь иудейский, раскопает кости многих из мертвых и осквернит возведенные перед статуями идолов кощунственные алтари. Иосия пощадил эту могилу, в которой лежал пророк, предсказавший более трехсот лет тому назад описываемые события. И только ради него не было разорено место захоронения того человека, который обманул человека Божия. Из чувства благоговения перед собственным телом он позаботился о своих останках, убив свою душу обманом. Отсюда следует, что ему послужило истинным наказанием узнать о том, что он не будет захоронен в могиле своих отцов, ибо каждый питает естественную привязанность к своей плоти. Поэтому он позаботился о том, чтобы его кости сохранились благодаря захоронению их рядом с останками того, чью могилу никто не потревожит.
О надлежащей заботе об умерших.
И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его
См. Толкование на 3 Цар.13:27