И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали
Этот Дух сошел на семьдесят старцев при Моисее. Я говорю это тебе для того, чтобы теперь показать, что Он все знает и действует, как Ему угодно. Избраны были семьдесят старцев: И сошел Господь в облаке и взял от Духа, Который на Моисее, и дал семидесяти мужам старейшинам. Не Дух разделился, но благодать разделилась по мере готовности и способности приемлющих. Однако шестьдесят восемь человек, находившихся там, пророчествовали, Елдада же и Модада там не было. Итак, чтобы показать, что не Моисей сообщал этот дар, но действующий Дух, Елдад и Модад, хотя и были званы, не пришли и между тем пророчествовали.
Огласительные слова для просвещаемых.
И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали
См. Толкование на Чис. 11:11
И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали
Почему седмьдесят, едва только возведены были в должность, пророчествовали, а после того нет? Потому что введены были в должность свою не для пророчества, но для правления; а и сие есть одно из дарований духовных. Посему блаженный Павел на ряду с Апостолами, Пророками, учителями, дарованиями исцелений, поставил заступления, правления (1Кор.12:28). Сего-то дарования сподобились седмьдесят: а чтобы ясно было народу, что прияли они божественный дар, в начале предрекли нечто.
Толкование на книгу Чисел.
I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29). В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая…
И сниде Господь во облаце, и глагола Моисею, и взят от Духа, иже в нем, и возложи на седмьдесят мужей старец: егда же почи Дух на них, и пророчествоваша, и к тому не приложиша
И глагола (Господь) Моисею. – О чем глагола, не сказано, но вероятно о чем-нибудь относящемся к предстоящему событию – И взят от Духа иже в нем, и возложи на седмьдесят мужей старец, т.е. сделал их причастниками тех благодатных даров, которые были в Моисее. Как это произошло? По всей вероятности, Дух, обитавший в Моисее, сошел на них чрез посредство самого же Моисея, подобно тому, как благодать Св. Духа нисходит на рукополагаемых в священные степени чрез рукополагающих. Совершилось невидимое прелияние токов благодати Св. Духа из души Моисея в души избранных 70-ти мужей. Но было ли при этом употреблено Моисеем рукоположение, или другое внешнее посредство, например, дуновение, не было ли еще при этом чудесного какого явления, в виде, например, огня, как в день Пятидесятницы при сошествии на учеников Христовых Св. Духа, – неизвестно. – Егда же почи Дух на них, и пророчествоваша 70 старейшин, прияв Св. Духа, пришли в восторженное состояние и в этом состоянии стали пророчествовать, – изрекать то, что внушал им Св. Дух. Что же именно, не сказано, но на языке Писания пророчествовать - значит не только предсказывать будущие события, но вообще возвещать по непосредственному откровению от Бога то, что относится к славе Божией, к научению и вразумлению людей. Думают, что предметом пророческих речей 70-ти мужей было увещание, обращенное к сынам Израиля, чтобы они успокоились, перестали оскорблять Господа жалобами на скудную пищу и возвратились к беспрекословному повиновению воле Божией, – при чем из уст новых пророков исходили хвалы Господу, благодеющему Израильтянам, прославлялись чудеса Божии, сопровождавшие исход их из Египта и доселе продолжающиеся. Нельзя не вспомнить, что и ученики Христовы, по сошествии на них Святого Духа, объятые Духом, тоже возвещали о великих делах Божиих (Деян. 2:11). Вообще можно полагать, что по содержанию пророческая речь 70-ти старцев имела отношение к тому служению, к которому они призваны, и показывала, в чем именно будет состоять оно. – И к тому не приложиша – не продолжали, перестали, т.е. хотя во все последующее время своего служения старцы действовали по внушению Св. Духа и подкрепляемы были благодатию Его к достойному прохождению сего служения, но то восторженное духовное состояние, которым ознаменовалось вступление их в служение, уже не повторялось потом. Уже не повторялись те чрезвычайные явления, которые служили признаками этого состояния, каковыми могли быть мерное одушевленное пение, быстрые телесные движения (1Кор. 10:5–6). В этом виде действие Св. Духа в 70 мужах было единократно и допущено на сей раз только для того, чтобы, с одной стороны, им самим дать осязательное удостоверение в сообщении им Св. Духа, с другой стороны, чтоб весь народ видел, что они избраны к своему служению Самим Богом, и что, следственно, должно слушать их так же беспрекословно, как Моисея, для которого они избраны в сотрудники. Нет сомнения, что служение 70-ти старцев в качестве сотрудников Моисея продолжалось во все время странствования Евреев в пустыне, но о дальнейшей судьбе учреждения совета 70 старцев неизвестно, если не принять, что оно послужило первообразом синедриона, совета из 70 членов, возникшего после времен Вавилонского плена.
Толкование на паримии из Книги Чисел.
И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали
«Пророчествовать» на библейском языке не всегда означает «предсказывать». В данном случае, как и нередко в Библии (напр., 1 Цар 10:5-6, 10, 13; 19:20), выражение «пророчествовать» можно понимать в смысле — прославлять Бога и Его чудные дела в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает, разумеется, особенный подъем духовных сил человека. С временным прекращением этого подъема старейшины переставали и «пророчествовать».