Ст. 12-13 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю
Почему здесь не видно Даниила? Мне кажется, что доносчики из страха не называли его, или царь, по уважению к нему, не принуждал его, чтобы не иметь в нем явного обличителя. Некоторые видят причину этого в том, что он назывался Валтасаром, — а это имя было у них названием идола, — и потому Бог устроил, что Даниил не был брошен в печь, чтобы не приписали избавления его силе этого имени и не уклонились от обличения. Что же три отрока? Конечно, и они могли обличить это дело. Но почему же Бог не сделал так, чтобы они наперед предсказали (о своем избавлении)? Халдеи клеветали на них, — ведь зависть делает многое. Они не могли переносить, видя, что пленники властвуют над ними. Но посмотри: как при (истолковании сна) Даниилом они сначала узнали образ жизни и кротость его, а потом увидели знамения, так и здесь сначала отроки делаются известными и Бог открывает их благочестие, а сами они, будучи так приготовляемы, не выставлялись на вид. Вы знаете, что человек, отчаявшийся остаться в живых и готовый на смерть, способен решиться на все, и даже на то, что кажется весьма дерзким. Но они, презирая смерть, были кроткими, не простирая смелости до дерзости, и делали это не по честолюбию.
Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 3.
Ст. 12, 14 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются 14. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь
Они как бы так говорят: те, коих ты предпочел нам и из пленников и рабов сделал начальствующими, возгордившись, презирают твои приказания, не чтут твоих богов и не покланяются истукану, поставленному тобою. Сказанное нами в начале этого видения, что боги Навуходоносора не тожественны с золотым истуканом, который он приказал поставить для служения себе, здесь подтверждается с большею ясностию, ибо и далее сам царь говорит: Вы не служите богам моим и не покланяетесь истукану, который я поставил? и проч. Некоторые говорят, что Священное Писание обыкновенно одного идола называет во множественном числе; так в Исходе стоит относительно тельца: сии бози твои, Исраилю, яже изведоша тя из земли египетския (Исх. 32, 4). Также в книге Царей об Иеровоаме, поставившем золотого тельца в Вефиле, говорится, что он сделал идолов(3Цар. 12, 32). И наоборот, многие демоны называются в единственном числе, как у Исаии: прекланяется, и покланяется ему и молится ему глаголя: бог мой еси ты (Ис. 44, 17).
Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.
Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются
См. Толкование на Дан. 3:8