а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:29
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так
В особенности человеку назначаются древесные плоды, а прочим животным трава, дабы совершеннейшему принадлежало совершеннейшее. Но исключается ли чрез сие для бессловесных употребление в пищу древесных плодов и разнородных животных? Некоторые утверждают и то и другое. Если животные сотворены в малом числе, то, по крайней мере, вначале не долженствовали они быть плотоядны. Предание о золотом веке с сим согласуется.
Толкование на Книгу Бытия.
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:29
И всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всякую траву зелену в снедь. И бысть тако
Пища растительная назначается и бессловесным, как человеку, с тем различием, что им не дано права на древесные плоды, а только на зелень травную. На сем основании можно предполагать, что в первобытном состоянии животные не были плотоядными и жили не только в полном подчинении человеку, но и в полном согласии между собою. О сем можно также заключить из пророчества Исаии о временах Мессии, как временах всеобщего мира. Тогда, по слову пророка, «волк будет жить вместе с агнцем, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и бык будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет питаться соломою. И будет играть младенец над норою аспида, и дитя направит руку свою на гнездо змей» (Ис. 11:6-8, слич. Ис. 65:25). Все это, конечно, образы: под образом мирных отношений диких животных к домашним и к людям представляются мирные отношения между людьми: в среде их уже не будут попадаться люди с зверскими свойствами, – все сделаются кроткими, миролюбивыми и доброжелательными. Но образные черты, которыми пророк описывает нравственное состояние будущего христианского общества, взяты из того блаженного времени, когда на земле еще не было греха и разрушительных его последствий в человеке и в окружающей его природе, когда не только человек жил в мире с животными, но когда и между животными господствовал мир. Все это тем более вероятно, что и впоследствии бывали случаи, когда враждебные человеку животные являлись кроткими в отношении к тем, в которых сила греха ослаблена благодатию. Вспомним примеры праведников: Ноя, безопасно жившего в ковчеге среди всех родов животного царства; Даниила, «заградившего уста львам» (Дан. 6:22); апостола Павла, не потерпевшего уязвления от ехидны, обвившейся вокруг руки его (Деян. 28:5); некоторых мучеников, брошенных на растерзание зверям и не тронутых ими, и преподобных, пользовавшихся служением диких зверей (например, Герасима на Иордане).
Толкование на паремии из книги Бытия.
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:29
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:29
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:29