Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас
Сыны. Сим словом, по свойству еврейского языка, не всегда означаются собственно сыновья, но и неопределенно потомки одного родоначальника (Быт. 10:20-21). Писатель выражается точнее и обстоятельнее, когда говорит собственно о сыне (Быт. 10:8, 15).
Гомер. Народ сего имени Иезекииль полагает к северу от Иудеи либо Халдеи (Иез. 38:6). Потомков Гомера Флавий находит в Гомарянах, древних жителях Галатии, Бохарт – во Фригийцах, Михаэлис – в Кимврах или Цельтах (Bochare. Phal. et Can. Michael, spicil. Geogr. ext. Hebr. ejusd. suppl. ad Lex. Hebr).
Магог. И сего должно искать на севере, по указанию Иезекииля (Иез. 38:2; Иез. 39:1-2). Иосиф, Феодорит, Иероним производят от него Скифов, под именем коих древние греки заключали всех народов северных (Serab. L. XI). Бохарт находит имя Гога или Магога в имени Кавказа, который Колхидяне и Армяне называли Гогхасан, Гогова крепость.
Мадай. В книгах Даниила (Дан. 5:28) и Есфири (Есф. 1:3) сие имя беспрекословно значит Мидян. Их от Мадая производит и Флавий; и все согласны в том.
Иаван. Сие имя сокращенно может быть произнесено Ион, а от сего производят имя Ионян, которым некогда называлась большая часть племен греческих, преимущественно же малоазиатские. Гомер жителей Делоса называет Иаонами (Himn. Apol.) Царь Иаван у Даниила (Дан. 8:21) значит Александра Великого.
Тувал. По произношению семидесяти толковников: Фовел. От сего, вероятно, произошли Тибаряне. Флавий говорит, что это Иверы, прежде называвшиеся Фовелами.
Мешех, или Мосох. От сего Мосхи, по Флавию, Каппадокийцы. Фовел и Мосох у Иезекииля неоднократно соединяются (Иез. 27:13; Иез. 38:2; Иез. 39:1). С сим согласно Страбон в земле Мосхов полагает и Иверов (L. XI).
Фирас. Все согласны, что сей есть отец Фракиян.
Толкование на Книгу Бытия.
Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас
См. Толкование на Быт. 10:1
Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас
У Иафета, сына Ноя, родились 7 сыновей, которые владели землёй в Азии: от Амана и Тавра – Сирийских высот и Килийских гор – до реки Танаиса (ныне Дон. – Прим. перев.); а в Европе – до Гадира (ныне Cadiz в Испании. – Прим. перев.), оставляя после себя названия местностям и народам. Многие из этих названий впоследствии изменились, а некоторые остаются, как были. Гомер – это галаты, Магог – скифы, Мадай – мидяне, Иаван – ионийцы, они же греки, откуда и море Ионийское, Фувал – иберийцы, они же испанцы, от которых кельтиберы, хотя некоторые предполагают, что это – италийцы; Мосох – каппадокийцы, отчего и главный город у них до сего дня называется Мазака (Кесария Каппадокийская. – Прим. перев.)(далее Семьдесят толковников считают, что каппадокийцы – это Кафторим); Фирас – фракийцы, название которых не слишком изменилось. Мне известно, что кое-кто, на основании настоящего места Писания, а также места из пророка Иезекииля, связал Гога и Магога с историей готов, недавно промчавшихся по нашей стране. Верно ли это, показывает исход самого сражения (о котором говорится в Иез. 38–39. – Прим. перев.). Во всяком случае, все прежние просвещённые мужи имели обыкновение называть их скорее гетами, чем Гогом и Магогом. Итак, вот семь народов, которые населяли север и, как было упомянуто, имели своим родоначальником Иафета.
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас
Потомки Иафета.
«Сыны Иафета…» Так как Иафет, судя по предыдущему контексту, был не старшим, а наоборот – младшим сыном Ноя, то бытописатель, начиная свою таблицу народов с его потомства, имел, очевидно, не хронологическую, а какую-то другую цель; по всей вероятности ту самую, на какую указывало и предыдущее пророчество Ноя о блестящей судьбе Иафетова потомства, которому предрекало и количественное преимущество, и качественное преобладание над всеми потомками детей других родоначальников послепотопного человечества.
«Гомер…» С народностью этого имени мы еще раз встречаемся в Библии у пророка Иезекииля, который описывает ее как соседнюю с Тубалом и Мосохом (Иез. 38:6) и целым рядом других народностей, населявших северную Сирию и Малую Азию. «Имя гимераи (народа) найдено в гвоздеобразных надписях Асурбанипала» (Властов). Большинство авторитетных экзегетов отождествляет их с классическими киммерийцами (Одиссея 4:11; 11:13-19), населявшими берега Каспийского и Аральского морей и оттуда впоследствии расселившихся на запад, в пределы северной Германии (кимвры и тевтоны) и островов Британии. Некоторые сближают с именем киммерийцев - Гомер название «Крым».
«Магог…» У того же пророка Иезекииля представители этого племени выступают в качестве опытных и искусных стрелков (Иез. 38:2; Иез. 39:6), а само оно точно также помещается по соседству с вышеуказанным, несколько еще севернее. Ввиду этого, большинство склонно видеть здесь указание на скифов, обитавших по берегам Азовского моря и в пределах Кавказа, некоторые же считают Магога армянами. В Апокалипсисе идеи Гога и Магога служат олицетворением двух богоборных сил, имеющих перед пришествием антихриста заключить взаимный союз для борьбы со Христом и Его Церковью (Откр. 20:7-10).
Бохарт имя Гога или Магога видит в имени Кавказа, который колхидяне и армяне называли Гог-Хазан, Гогова крепость. Магог, по всей вероятности, суть туранцы (у калмыков встречаются подобные названия урочищ – Властов). На судьбе этих скифов исполнилось и пророчество Иезекииля о погибели их в долине «полчища Гога» (Иез. 39:11) когда они потерпели страшное поражение в области Палестины от войска Псамметиха и развившихся у них повальных болезней, как свидетельствует об этом Геродот (1 кн., 105-106).
«Мадай…» Этим именем, по согласному свидетельству священных книг Персии и Индии, подкрепленному ассирийскими надписями, назывались первобытные арийцы, жившие в западной Азии, именно в Мидии, откуда большая часть их со временем выселилась на восток и получила название индусов, а меньшая осталась на месте и удержала название мидян. О родстве мидян с персами и вообще арийцами говорит и прор. Даниил (5:28).
«Иаван…» Не менее, если еще не более определенно и это имя, которое в хеттейских надписях встречается в форме Yevanna, в монументах эпохи Дария Гистаспа – Iavana, в санскритском языке – Iavana, в древнеперсидском – Iuna. Оно указывает на греков, прежде всего, на ионян, а оттуда и на всех остальных. Намеки на подобное обозначение греков имеются и в других местах Священного Писания (Ис. 66:19; Иез. 27:13).
«Елиса…» Это имя в большинстве переводов помещено в числе не сыновей, а внуков Иафета, где оно повторяется и в нашем переводе. А так как оно, как это мы увидим впоследствии, означает тоже греков, то этим вероятно, и объясняется его упоминание здесь, наряду с Иаваном.
«Фувал, Meшех:» Как в книге Бытия, так и в других местах Священного Писания эти два народа обычно соединяются и вместе изображаются данниками Гога (Иез. 38:2; Иез. 39:1). Однажды, впрочем, они соединяются с Иаваном (Иез. 27:13), и еще в двух местах местожительство их определяется на севере Палестины. В анналах ассирийских царей нередко упоминаются Muski и Tabal в качестве двух соседних народностей, населяющих Киликию, а Геродот говорит о тибареках или иберианах (иберийцы) и мосхах, живших по соседству с Колхидой. Ученые полагают, что первоначально обе данные народности обитали в верховьях Тигра и Евфрата, между Мидией и Скифией, т. е. в Колхиде и Иберии, расположенных на юге современного Кавказа (Фувал – предположительно иберы или грузины).
«и Фирас…» Большинство экзегетов полагает, что это имя представляет древнейшую, сокращенную (может быть и испорченную впоследствии переписчиками) форму имени «фракиян», ветви пелазгического населения, группировавшихся около будущего г. Тира Малоазийского. Предполагают, что в отдаленную доисторическую эпоху это племя проникало в Европу, населило Эладу и отчасти Италию. В древнеегипетских памятниках Turasch обычно соединяется с Masnuash, наподобие библейского сочетания «Фовел и Мешех». По мнению Кнобеля и Ленормана, библейский Фирас это - то же, что классические «тиренцы» - древнейшее пелазгическое народонаселение сначала древней Лидии и Финикии, отсюда Греции и наконец Италии.