Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог
Заметь, как человеколюбец Господь самым расстоянием места искушает добродетель праведника. Представь себе, что должен был вытерпеть праведник в течение трех дней, размышляя сам с собою о данном ему повелении, – о том, как он должен собственными руками заклать столь возлюбленного сына, а между тем никому не мог сообщить об этом деле, – и подивись боголюбивой и мудрой душе его. Понимая всю важность этого повеления Божия, он решительно никому не открывает его, ни рабам, ни самому Исааку, но один сам собою совершает этот подвиг, и остается несокрушим, как адамант, показав все мужество своего духа, не много размышляя, а с полною готовностию повинуясь мановению Божию.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.
Итак, возложил он на отроча вязанку наколотых дров, подобно тому как и Спаситель понес крест свой. Когда Исаак шел на заклание, за ним следовали осел и рабы его; так и Христос, когда шел на страдание, воссел на молодого осла, предображая призвание язычников, а за Ним следовали ученики Его, неся в руках знамения победы и взывая: «осанна!» Исаак с ношей дров восходил на гору, где его ожидало заклание подобно непорочному агнцу; так и Спаситель восходил, неся крест Свой, на Голгофу, где и предался на заклание, как агнец за грехи наши. Итак, видя здесь нож, представляй себе копье; вспоминая о жертвеннике, воображай себе лобное место; при виде дров вспоминай о кресте, а огонь пусть служит для тебя указанием на страдания.
Слово об Аврааме и Исааке.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог
См. Толкование на Быт. 22:1
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог
Оседлал осла своего. Осел для одного Авраама или по причине старости, или по обыкновению, по которому сим преимуществом пользовались только сильные из людей (Суд. 5:9; Суд. 10:4).
Двоих из рабов. Вероятно, для того, чтобы нести дрова.
Наколол дров, ибо нужны были сухие.
Толкование на Книгу Бытия.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог
См. Толкование на Быт. 22:1
Ст. 3-4 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека
Следует заметить, что путь от Герары до горы Мориа, то есть [до] местоположения храма, составляет три дня. Поэтому и говорится, что они дошли туда на третий день. Следовательно, неверно полагают некоторые, будто Авраам в то время жил у дуба Мамвре, потому что путь оттуда до горы Мориа едва ли займёт один день.
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака.
Востав же Авраам утро, оседла осля свое: поят же с собою два отрочища, и Исаака сына своего и растнив[наколов] дрова во всесожжение, востав иде, и прииде на место, еже рече ему Бог, в третий день
«Востав утро»: следственно, откровение дано было ночью или с вечера накануне. Как провел Авраам время до наступления утра, когда он приступил к исполнению повелений Божиих, не сказано; но само собою разумеется, что в это время должна была происходить в душе его борьба помыслов. Слова повелений Божиих рассчитаны были именно на эту борьбу; тяжесть искушения состояла именно в том, что оно вызывало в душе Авраама помыслы один другого мрачнее. В том, что сам Бог явился ему и открыл Свою волю, Авраам не мог сомневаться, потому что прежде неоднократно удостаивался Богоявлений и Божиих откровений. Но он мог усомниться в непреложности обетований Божиих о многочисленном от Исаака потомстве; ему могло показаться невозможным, чтобы эти обетования исполнились, если Исаак умрет без детей. Это было искушением для веры Авраама, но не меньше оно было для родительского его чувства. Чем больше он любил Исаака, тем тяжелее отзывалось в нем повеление Божие расстаться с ним, и как расстаться! Наложить на него свою руку. Но недолго продолжались колебания в душе Авраама: вера и любовь его к Богу восторжествовали над искушением. Его озарила мысль о воскресении Исаака, как свидетельствует апостол (Рим. 4:17; Евр. 11:19). Авраам помыслил, что Бог силен воскресить из мертвых Исаака, что потеря Исаака не невозвратна, что Всемогущий, чудесно даровавший жизнь Исааку, может так же чудесно возвратить ему ее для того, чтобы исполнить данные о нем обетования. – Не видно, чтобы Авраам объявил Сарре и о повелении Божием, и о своей решимости исполнить его: он пощадил ее женскую немощь, справедливо опасаясь, что не найдет в ней той твердости духа, какой сам был одушевлен. Собираясь в путь, Авраам «оседла осля свое», на котором сам должен был ехать. «Поят с собою два отрочища», вероятно, для несения дров на жертву. Не надеясь достать сухих дров на месте жертвоприношения, он запасся домашними и расколол их. «И прииде наместо еже рече ему Бог»: конечно, по указанию Божию Авраам держал путь на север, хотя во время пути ему не открыт был предел его. «В третий день»: путь начался от Вирсавии [кладезя клятвенного] на юге Филистимской земли, где Авраам обитал в последнее время после Содомского разрушения. Отсюда до горы Мории, на которой ему надлежало совершить всесожжение, и на которой впоследствии воздвигнут будет храм Соломонов, – насчитывается всего 20 часов пути. Но путешествие Авраама было продолжительнее, потому что или Господь вел его непрямым путем, или тяжесть груза из дров и съестных припасов замедляла движение.
Толкование на паремии из книги Бытия.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог
Авраам встал рано утром (поскольку в тексте прибавлено рано, вероятно стремление показать, что начало света сияло в его сердце), оседлал осла своего, наколол дров, взял с собой сына. Не мешкает, не раздумывает, не имеет с кем-либо из людей совета, но сразу выступает в дорогу.
И пришел на то место, о котором сказал ему Бог, на третий день. Выпущу сейчас из рассмотрения, какое таинство содержат слова третий день, и попытаюсь постичь мудрость и замысел Искушавшего. Итак, поблизости не было ни горы, хотя всему предстояло свершиться в горах, и в течение всех трех дней непрестанными тревогами раздирается сердце отца, и на протяжении всего пути отец смотрит на сына, разделяет с ним пищу, укачивает его в объятьях каждую ночь, прижимает к груди, лелеет в своем сердце. Посмотри, насколько усиливается искушение.
Гомилии на Бытие.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог
«Авраам встал рано утром… пошел на место, о котором сказал ему Бог…» Тяжелую ночь провел патриарх Авраам, получивши откровение о жертвоприношении своего единственного, возлюбленного сына! Но сила веры и послушание Богу восторжествовали над всеми прочими чувствами Авраама: его, как объясняет Апостол Павел, озарила мысль, что Бог, чудесно даровавший Исааку жизнь от престарелых родителей, «силен и из мертвых его воздвигнуть» (Рим. 4:17; Евр. 11:19). И вот лишь только забрезжило утро, как Авраам уже спешил исполнить божественную волю!