послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей
Писание объявляет добродетельного человека наследником Царства и согражданином древних праведников, которые следовали закону или жили в согласии с законом еще до дарования Закона. Поэтому их деяния стали законом для нас. Писание учит нас далее, что мудрец есть царь, которому люди чужого племени говорят: ты царь Божий посреди нас, потому что подданные добровольно подчиняются праведнику из стремления к добродетели. И философ Платон, полагая цель стремления в блаженстве, говорит, что оно состоит в «уподоблении Богу, насколько возможно». В этом он в некоторой степени согласен с учением Закона. В самом деле, как говорит пифагореец Филон, изъясняя жизнь Моисея: «Великие натуры, свободные от страстей, как-то легко достигают истины».
Строматы.
послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей
Со смертью Сарры праотец делает первое начало своих приобретений. Божественное Писание, во всем показывая добродетель этого праведника и то, что он вообще все время проводил как странник и пришелец, заметило также и это обстоятельство, чтобы мы знали, что, пользуясь такой помощью свыше, сделавшись столь славным и получив обещание столь многочисленного потомства, он не имел даже собственного места погребения - не так, как ныне многие делают, заботясь о приобретении полей, сел и всякого другого богатства без меры. Он имел довольно богатства душевного, а о вещественном не проявлял никакой заботы. Да слышат это те, которые вдруг, в одну минуту, хотели бы все захватить в свои руки, которые на все простирают, так сказать, страсть своего корыстолюбия. Пусть они лучше подражают праотцу, который даже не имел места для погребения смертных останков Сарры, и только при этом случае, будучи побуждаем крайней необходимостью, купил у сынов Хетовых поле и пещеру. А что он был в уважении у жителей ханаанских, послушай, как говорят ему сыны Хетовы: ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения на нем умершей твоей.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 48.
послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей
Ты князь Божий посреди нас. Слово князь означает здесь не независимого владельца земли, но только богатого и сильного человека, каковое о себе мнение приобрел Авраам союзом с Мамре и войною против четырех царей.
Князь Божий, по свойству еврейского языка, значит князь великий.
Толкование на Книгу Бытия.
послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей
Авраам за добродетель наименован царем, ибо говорят ему иноплеменники: «царь ты еси в нас» (Быт. 23:6). Так и сыны Израилевы за Богочестие названы у Моисея Ангелами Божиими: «егда разспея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих» (Втор. 32:8). Поскольку сынов Иаковлевых по исчислению оказалось семьдесят (Быт. 46:27), то на сем основании и говорится, что по числу их распределены народы всей земли. Ибо утверждают иные, что в целом мир находится семьдесят народов.
Письма на разные темы. Самарянину Иссахару.
послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей
Вместо слова «царь» в еврейском тексте стоит «князь» или «вождь». Потому что nasi (נְשִׂ֨יא) означает не «царь», а «вождь».
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей
См. Толкование на Быт. 23:5