Это старая версия документа.
И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его
Посмотри вновь на праведника, как он подвизается, будто в гимнасии или в палестре, и представляет доказательства своей доблести, не испытывая никакого смущения, страха и раздражения. Если бы это был кто-либо другой, из обыкновенных людей, то, возможно, сказал бы сам себе: «Что же это? Виночерпий, сообразно с тем, как истолковал я ему сон, так скоро возвратил себе прежнее благополучие и уже не вспомнил обо мне, предсказавшем ему это. Вот он в таком счастье, а я, который не сделал ничего худого, в заключении, вместе с убийцами, ворами, разбойниками, с людьми, которые сотворили тысячи зол». Однако ничего подобного он не сказал и не подумал - он знал, что его поприще для того так и продолжительно, чтобы, надлежащим образом потрудившись, он получил светлый венец.
Гомилии на Книгу Бытия.
И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его
Психологически вполне понятно забвение знатным и теперь вполне счастливым вельможей бедного раба — Иосифа, его услуги и просьбы. Талмудисты в этом обстоятельстве видели божественное наказание Иосифу за его грех человеконадеяния, вместо надежды на одного Бога, и ссылались при этом на Пс. 39:5. Но подлинный высший прагматизм истории Иосифа, бесспорно, лучше понимает святой Иоанн Златоуст, говоря: «Иосифу нужно было (2 года) ожидать благоприятного времени, чтобы выйти из темницы со славой. Если бы виночерпий, вспомнив о нем прежде сновидений фараона, своим ходатайством освободил его из темницы, то его добродетель для многих, быть может, осталась бы неизвестной. А теперь благопромыслительный и премудрый Господь, как искусный художник, зная, сколько времени золото должно оставаться в огне и когда его нужно вынимать оттуда, попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжение двух лет, для того, чтобы настало время и для сновидения фараона, и по требованию самой нужды праведник сделался известным по всему царству фараона» (Бес. 63, с. 675).