Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их
Вот как все праведники проводили настоящую жизнь, как бы на чужой стороне, и так в ней располагались. Послушай, как и Давид говорил: «пресельник аз есмь у тебе и пришлец» (Пс.38:13). Так и Иаков говорит: «дние лет жития моего, яже обитаю». Поэтому и Павел сказал о древних праведниках, что они сознавали, «яко странны и пришельцы суть на земли» (Евр.11:13). «Дние лет жития моего, – говорит Иаков, – яже обитаю, сто тридесять лет: малы и злы быша дние лет жития моего; не достигоша во дни лет жития отец моих». Дни, говорит, которые я прожил, и малочисленны и бедственны. Здесь он разумеет годы рабства, какое он терпел у Лавана, после бегства, учиненного им из-за брата; потом, после возвращения оттуда, – скорбь, столь долговременную, о (предполагаемой) смерти Иосифа, и еще многие другие бедствия, им испытанные. Представь себе, в каком страхе он был, когда Симеон и Левий, в отмщение за свою сестру, истребили целый город и взяли в плен всех жителей Сихема. Он сказал тогда, обнаруживая беспокойство, в каком находился: «ненавистна мя сотвористе, яко злу мне быти живущим на земли: аз же мал есмь числом, и собравшеся на мя, иссекут мя, и истреблен буду аз и дом мой». Поэтому и говорит теперь он фараону: «малы и злы быша дние лет жития моего»…
Беседы на книгу Бытия. Беседа 65.
Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их
Дни странствования моего. Странствованием Иаков называет жизнь или свою в особенности, яко странническую, или человеческую вообще, как путь чрез время к вечности.
Кратки. По причине горестной старости Иаков воображает уже себя на краю гроба и потому сравнивает свою стотридцатилетнюю жизнь, со стосемидесятипятилетнею жизнью Авраама и стовосьмидесятилетнею Исаака.
И несчастны. Здесь вспоминает он ненависть Исава, притеснения Лавана и мнимую смерть Иосифа.
Если вспомнить, что Авраам и Исаак также перенесли тяжкие искушения и что сей последний почти в таких же летах, в каких теперь находится Иаков, лишился уже зрения, то жалоба Иакова на краткость и бедствия жизни может показаться малодушною и несообразною с свойственным сему патриарху доверием к Провидению. Но недоумение сие уничтожится, если речь Иакова к Фараону разрешится так: «Ты, по моему образу, почитаешь старость мою глубокою, но она не так многолетна, как жизнь моих предков. Причиною престарелого вида моего не столько лета, сколько несчастия и печали».
Толкование на Книгу Бытия.
Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их
Так, Иаков богоборец, друг Божий, жил на земле меньше отцов своих, и при всей краткости своей жизни он провел ее в самой глубокой горести. Не смущайтесь же, люди праведные, если временное пришельствие ваше на земле исполнено горестей и разных несчастий. Всеблагий Господь не забывает, но помнит вас. Легкое страдание ваше, по апостолу, производит в безмерном преизбытке вечную славу вам (2Кор. 4:17). У Господа нашего такой закон, что блаженствовать можем мы не иначе, как потерпевши много горя: многими скорбями подобает… (Деян. 14:22) за грехи. На историю Иосифа можно смотреть как на образец домостроительства нашего спасения. Иаков представляет Отца Небесного, Иосиф – Сына Божия, Который есть перворожден во многих братиях, братья Иосифа – род человеческий или тех людей, которые от плоти его и от костей его по вере в Него и по причащению Тела и Крови Его.
Дневник. Том I. 1856.
Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их
См. Толкование на Быт. 47:7