Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
old:is:05:18 [2018/05/25 01:01] olga08 [Прп. Ефрем Сирин] |
old:is:05:18 [2020/04/29 20:56] hirey |
||
---|---|---|---|
Строка 6: | Строка 6: | ||
Ст. 18-19 **Горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя, глаголющим: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем** | Ст. 18-19 **Горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя, глаголющим: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем** | ||
- | Греша, готовим мы себе узы и **ужа** (веревки), которыми связываемся, потому что, по мере множества или важности грехов, соплетаем для душ своих узы или большие, или меньшие, от которых, по слову Иеремии, стали мы //узниками// (ср.: [[old:pier:03:34|Плач. 3, 34]]). Посему, кем обладает плотское мудрование, те обложены земными узами и, по праведному определению Судии, связанные ими по рукам и по ногам, осуждены и ввергаются //во тму кромешнюю// (ср.: [[new:mf:22:13|Мф. 22, 13]]). Они связаны по рукам, то есть в деятельности, и по ногам, то есть в путях своих. Ибо, действительно, каждый опутывается цепями собственных своих грехов, так что каждый из членов, действовавших при совершении грехов, в наказание за сие связывается особенными узами. Посему Пророк говорит: **Горе привлачающим грехи яко ужем долгим**, то есть тем, которые к первому падению присоединяют второе, третье и так далее, нечестия, неправды и распутства. Но впадшим в грехи, вместо того чтобы приумножать их и присовокуплять одно зло к другому, надлежало по первом опутывании себя злом загладить грехи свои. Хотя природе человеческой невозможно не грешить, а потому //несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит// [[old:ekl:07:21|(Еккл. 7, 21)]], однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению от злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла к злу. И как те, которые вьют веревки, когда одна из свиваемых вервей подходит к концу, берут другую, ею удлиняя и увеличивая прежнюю, так и погружающиеся во глубину зол, прежде нежели кончат первый грех, начинают второй и к этому опять присоединяют новый. И таким образом целая жизнь, проходя у них во грехах, уподобляется какой-то длинной, непрестанно свиваемой веревке, в которой прошедшее связано и непрестанно наступающее вновь смыкается в нечто подобное предшествовавшему. Посему Пророк говорит: **Горе привлачающим грехи яко ужем долгим**. Уясним себе сказанное примером. Положим, что кто-нибудь склонен к греху невоздержания. Смотри, сколькими посредствующими действиями привлекает он к себе грех распутства. Во-первых, дает он такой вид своему телу, так обстригает волосы, так и такую именно, а не какая случилась, надевает одежду, приготовленную с особенной изысканностью, и во всем от пояса до обуви показывает излишнюю заботливость о своем украшении. Потом добывает денег, чтобы купить на них красоту любимой им женщины. После сего придумывает, где бы найти посредниц для сношения с ней, сочиняет заранее искусительные речи, предуготовляет для себя предлоги к встречам, пиры, попойки, продолжительные собеседования. Чрез столько-то посредствующих действий приводит он к себе грех блуда. Таков **привлачающий грех яко ужем долгим**. И вообще сказать, всякий грех против ближнего, не случайно сделанный, но совершенный намеренно, с помощью происков, после продолжительных приготовлений, есть **долгое уже**, которым люди притягивают к себе грехи, далеко от них бывшие. Так сии **ужа**, сколько ни долги, не рвутся, потому что согрешающие сильны во грехах, крепко и часто опутывают себя грехами. | + | Греша, готовим мы себе узы и **ужа** (веревки), которыми связываемся, потому что, по мере множества или важности грехов, соплетаем для душ своих узы или большие, или меньшие, от которых, по слову Иеремии, стали мы //узниками// (ср.: [[old:pier:03:34|Плач. 3:34]]). Посему, кем обладает плотское мудрование, те обложены земными узами и, по праведному определению Судии, связанные ими по рукам и по ногам, осуждены и ввергаются //во тму кромешнюю// (ср.: [[new:mf:22:13|Мф. 22:13]]). Они связаны по рукам, то есть в деятельности, и по ногам, то есть в путях своих. Ибо, действительно, каждый опутывается цепями собственных своих грехов, так что каждый из членов, действовавших при совершении грехов, в наказание за сие связывается особенными узами. Посему Пророк говорит: **Горе привлачающим грехи яко ужем долгим**, то есть тем, которые к первому падению присоединяют второе, третье и так далее, нечестия, неправды и распутства. Но впадшим в грехи, вместо того чтобы приумножать их и присовокуплять одно зло к другому, надлежало по первом опутывании себя злом загладить грехи свои. Хотя природе человеческой невозможно не грешить, а потому //несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит// [[old:ekl:07:21|(Еккл. 7:21)]], однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению от злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла к злу. И как те, которые вьют веревки, когда одна из свиваемых вервей подходит к концу, берут другую, ею удлиняя и увеличивая прежнюю, так и погружающиеся во глубину зол, прежде нежели кончат первый грех, начинают второй и к этому опять присоединяют новый. И таким образом целая жизнь, проходя у них во грехах, уподобляется какой-то длинной, непрестанно свиваемой веревке, в которой прошедшее связано и непрестанно наступающее вновь смыкается в нечто подобное предшествовавшему. Посему Пророк говорит: **Горе привлачающим грехи яко ужем долгим**. Уясним себе сказанное примером. Положим, что кто-нибудь склонен к греху невоздержания. Смотри, сколькими посредствующими действиями привлекает он к себе грех распутства. Во-первых, дает он такой вид своему телу, так обстригает волосы, так и такую именно, а не какая случилась, надевает одежду, приготовленную с особенной изысканностью, и во всем от пояса до обуви показывает излишнюю заботливость о своем украшении. Потом добывает денег, чтобы купить на них красоту любимой им женщины. После сего придумывает, где бы найти посредниц для сношения с ней, сочиняет заранее искусительные речи, предуготовляет для себя предлоги к встречам, пиры, попойки, продолжительные собеседования. Чрез столько-то посредствующих действий приводит он к себе грех блуда. Таков **привлачающий грех яко ужем долгим**. И вообще сказать, всякий грех против ближнего, не случайно сделанный, но совершенный намеренно, с помощью происков, после продолжительных приготовлений, есть **долгое уже**, которым люди притягивают к себе грехи, далеко от них бывшие. Так сии **ужа**, сколько ни долги, не рвутся, потому что согрешающие сильны во грехах, крепко и часто опутывают себя грехами. |
Посему Пророк говорит: **и яко ига юнична ременем**. Подпруги у самых крепких волов, с большим усилием влекущих тяжести, нелегко перерываются. Но пророческое слово усилило понятие о крепости, сказав, что ремень взят от ига **юницы**, то есть самого крепкого животного, не приводимого в изнеможение ни трудами, ни временем. Посему горе тем, которые, чтобы согрешить, делают к сему продолжительные приготовления, и притом с усилием и крепостью. | Посему Пророк говорит: **и яко ига юнична ременем**. Подпруги у самых крепких волов, с большим усилием влекущих тяжести, нелегко перерываются. Но пророческое слово усилило понятие о крепости, сказав, что ремень взят от ига **юницы**, то есть самого крепкого животного, не приводимого в изнеможение ни трудами, ни временем. Посему горе тем, которые, чтобы согрешить, делают к сему продолжительные приготовления, и притом с усилием и крепостью. | ||
- | Но и соделавшемуся узником греха возможно последовать за Христом, Который говорит //сущим во узах: "изыдите", и сущим во тме: "открыйтеся"// [[old:is:49:09|(Ис. 49, 9)]]. Вышедшие же из-под стражи чрез покаяние узники и обратившие взор от тьмы к истинному свету последуют за Христом, исповедуя Его и оставаясь связаны по рукам путами, пока чрез доброе изменение не сделаются достойными, чтобы Сам Он разрешил их от уз, почитаемых дотоле неизбежными. | + | Но и соделавшемуся узником греха возможно последовать за Христом, Который говорит //сущим во узах: "изыдите", и сущим во тме: "открыйтеся"// [[old:is:49:09|(Ис. 49:9)]]. Вышедшие же из-под стражи чрез покаяние узники и обратившие взор от тьмы к истинному свету последуют за Христом, исповедуя Его и оставаясь связаны по рукам путами, пока чрез доброе изменение не сделаются достойными, чтобы Сам Он разрешил их от уз, почитаемых дотоле неизбежными. |
- | А сии **привлачающии грехи** и презирающие Божий суд часто словом своим требуют ускорения угроз, как бы нимало не уверяемые ими, и говорят: **скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева**. Но это - **долгое уже**, привлачающее грех издалека, ибо очевидно, что они говорят сие, не веруя в будущий век и презирая угрозы. Боящийся же судилища Христова и приводящий себе на память грехи юности не дерзнет презрительно требовать ускорения суда; а напротив того, просит себе более продолжительного срока, чтобы в течение большего времени иметь возможность очистить душу свою от греховной скверны. Примером неразумного поспешения в будущее служат Ахитофел и Иуда, которые, почитая более тягостным настоящее, а не грядущее, и укор от людей, а не наказание в геенне, предпочли естественной смерти смерть удавления (см.: [[old:2ts:17:23|2 Цар. 17, 23]]; [[new:mf:27:05|Мф. 27, 5]]). А если бы веровали они в грядущий век, то не удавились бы и, сколько ни горестна была бы их жизнь, остались бы привязанными к здешнему миру, признавая будущее более страшным, нежели настоящее. Таков был Иов, который говорил: //Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил// ([[old:iov:30:24|Иов. 30, 24]]). Ибо в сих словах как показал он нестерпимость удара, так и сохранил опасение умыслить зло против себя самого. Ибо на тех, которые насильственно лишают себя жизни, лежит осуждение в самоубийстве. Когда и у Павла находим, что некоторые говорят: //сотворим злая, да приидут благая// [[new:rim:03:08|(Рим. 3, 8)]], почитаем это намерение **ужем**, наводящим великий грех. Говорят же, что такая мысль составилась у иудеев от великого развращения, и они рассуждали: "Поскольку все ожидают, что за множество грехов последует гибель, то //сотворим злая// и исполним крайнюю меру нечестия, чтобы наступила перемена настоящего, и все пришло в лучшее состояние". | + | А сии **привлачающии грехи** и презирающие Божий суд часто словом своим требуют ускорения угроз, как бы нимало не уверяемые ими, и говорят: **скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева**. Но это - **долгое уже**, привлачающее грех издалека, ибо очевидно, что они говорят сие, не веруя в будущий век и презирая угрозы. Боящийся же судилища Христова и приводящий себе на память грехи юности не дерзнет презрительно требовать ускорения суда; а напротив того, просит себе более продолжительного срока, чтобы в течение большего времени иметь возможность очистить душу свою от греховной скверны. Примером неразумного поспешения в будущее служат Ахитофел и Иуда, которые, почитая более тягостным настоящее, а не грядущее, и укор от людей, а не наказание в геенне, предпочли естественной смерти смерть удавления (см.: [[old:2ts:17:23|2 Цар. 17: 23]]; [[new:mf:27:05|Мф. 27:5]]). А если бы веровали они в грядущий век, то не удавились бы и, сколько ни горестна была бы их жизнь, остались бы привязанными к здешнему миру, признавая будущее более страшным, нежели настоящее. Таков был Иов, который говорил: //Аще бы возможно было, сам бых себе убил, или молил бых иного, дабы ми то сотворил// [[old:iov:30:24|(Иов. 30: 24)]]. Ибо в сих словах как показал он нестерпимость удара, так и сохранил опасение умыслить зло против себя самого. Ибо на тех, которые насильственно лишают себя жизни, лежит осуждение в самоубийстве. Когда и у Павла находим, что некоторые говорят: //сотворим злая, да приидут благая// [[new:rim:03:08|(Рим. 3:8)]], почитаем это намерение **ужем**, наводящим великий грех. Говорят же, что такая мысль составилась у иудеев от великого развращения, и они рассуждали: "Поскольку все ожидают, что за множество грехов последует гибель, то //сотворим злая// и исполним крайнюю меру нечестия, чтобы наступила перемена настоящего, и все пришло в лучшее состояние". |
**//Толкование на пророка Исаию.//** | **//Толкование на пророка Исаию.//** | ||
- | ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== | + | ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== |
- | Ст. 18-19 **Горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя, глаголющим: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем** | + | Ст. 18-19 **Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными; которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали"** |
- | Творец всего и Господь, кротостью побеждая слабость естества человеческого, обращался к древним чрез святых пророков с такими увещаниями, которые бы побудили (их), оставить худшее, перейти к лучшему и отказаться от порочности и греха, а напротив проводить жизнь добродетельно и одушевиться решимостью творить доброе. И по этой причине иногда Он указывал им на награды, уготованные святым, а иногда исчислял виды наказания, подобающие любителям греха, дабы всячески споспешествовать пользе. Но не было никакого способа, которым бы можно было устранить легкомыслие Иудеев; ибо, уклонившись к корыстолюбию и наслаждениям и недугуя крайним безумием против Бога, они страшно вооружались против святых пророков. И одни, совершенно не веруя тому, что говорили пророки, обращались к ним с такими словами: //но нам глаголюще и возвещайте иное прельщение// [[old:is:80:10|(Ис. 80:10)]]: другие же, как бы обвиняя незлобие Божественного естества, вероятно смеясь, говорили между собою: //долги дни, погибе всякое видение// [[old:iez:12:22|(Иез. 12:22)]]. Поэтому Бог негде сказал блаженному Иезекиилю: сыне человечь, се, дом Израилев преогорчеваяй глаголюще глаголют: видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает. Сего ради рцы к ним: сия глаголет Господь Бог: не продолжатся ктому вся словеса моя, яже возглаголю: яко возглаголю слово и сотворю, глаголет Адонаи Господь (Иезек. 12. 27. 28). А иные еще, как бы уже отчаявшись в своем спасении и в своей жизни, дерзали гневаться и говорили: «пусть скорее приходит время войны; не найдут нас немужественными или боящимися всякого шума те, которые хотят опустошить страну нашу. И мы опытны в войне и хорошо знаем ее искусство2. Так настроенных он справедливо оплакивает и говорит; горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония. Грехами и беззакониями в этом случае он называет отмщения или наказания за грехи, – далеко еще находящиеся и еще не близкие, по той причине, что Бог еще хочет продлить свое милосердие, привлекаемые же некоторым образом ими, поелику они желают подпасть движениям Божественного гнева. И я думаю, что каждому из таковых мы можем совершенно приличествующим образом и истинно говорить: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго Суда Божия (Римл. 2. 4. 5). Ибо влекут (ускоряют) они, как я сказал, сами против себя время наказания, быть может в малодушии своем думая, что Он медлит наказывать их и не наложит наказания на необузданно согрешающих. Итак, влекут они грехи, яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония ; потому что как ведущие под ярмо (иго) юниц или коров влекут (их) иногда с большим усилием и привязывают на труды, таким же, думаю, образом и они, ведя себя к тому, что имеет случиться (с ними) вследствие Божественного гнева, говорили: скоро да приближатся, яже сошворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем. Это говорящих и так помышляющих и другой из святых пророков оплакивает, говоря: увы люте желающим дне Господня: сей бо (день) есть тма, а не свете, и мгла не имущи света своего (Амос. 5, 18. 20). | + | Тогда как пророки постоянно угрожали и предсказывали бедствия, лжепророки, проповедуя угодное народу и расслабляя его, уверяли, что слова тех ложны, а их слова истинны. Таким образом многие, будучи обольщаемы, не верили и самым речам. Так как пророчества исполнялись не вдруг после того, как были изрекаемы, – потому что природой пророчества служило предсказание имеющего исполниться спустя долгое время, – так как пророки постоянно говорили о голоде, заразах и войнах, а на самом деле этого еще не было, то многие из обольщенных, находя в самом замедлении бедствий повод к неверию, говорили: пусть исполнится сказанное; если вы говорите правду, то пусть наступят такие события; покажите нам на деле определение Божье. Потому, так как они делали для себя долготерпение Божье поводом к неверию, и через то умножали грехи свои, как неверием, так и большею беспечностью от неверия, – пророк справедливо оплакивает их, говоря: вы как бы длинной веревкой привлекаете к себе гнев Божий, и увеличиваете свою порочность; если вы не верите сказанному, то теперь остается вам испытать это на самом деле; таким образом, вы сами навлекаете на себя бедствия, не веруя сказанному. Потому он говорит: **«Горе тем, которые влекут на себя беззаконие»**, т.е. воздаяние за грехи. |
- | Итак, нам должно, как только мы познаём, что Бог оскорблен нами, тотчас же раскаиваться и непрерывными молитвами смягчать Его, а не раздражать (еще более) подвигнутого уже к гневу и не пренебрегать Его угрозами. Ибо Он долготерпелив и многомилостив, отъемляй беззакония и оставляяй неправды (Мих. 7, 18), и малыми иногда слезами согрешивших приводится к прелюбезной Ему кротости. | + | **«Яко ужем долгим»**, говорит, вы издалека привлекаете к себе определенное за ваши грехи наказание, и **«яко ига ремнем»** юницы сущей под игом, – выражая этим их усилие, старание. Как если бы кто крепкой веревкой привлекал к себе что-нибудь, так и вы своим неверием привлекаете на себя гнев Божий. Далее говорит и о том, каким образом они привлекали: **«пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели»**. В этом укоряет их и другой пророк: //«Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет... он тьма, и нет в нем сияния»// [[old:am:05:18|(Амос. 5:18, 20)]]. Так и эти неверующие говорили: когда придет день наказания и мучения? |
//**Толкование на пророка Исаию.**// | //**Толкование на пророка Исаию.**// | ||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | См. Толкование на [[old:ps:118:061#svt_ioann_zlatoust|Пс. 118:61]] | ||
+ | |||
+ | **//Беседа на псалом 118.//** | ||
+ | ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== | ||
+ | |||
+ | Ст. 18-19 **Горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя, глаголющим: скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем** | ||
+ | |||
+ | Творец всего и Господь, кротостью побеждая слабость естества человеческого, обращался к древним чрез святых пророков с такими увещаниями, которые бы побудили (их), оставить худшее, перейти к лучшему и отказаться от порочности и греха, а напротив проводить жизнь добродетельно и одушевиться решимостью творить доброе. И по этой причине иногда Он указывал им на награды, уготованные святым, а иногда исчислял виды наказания, подобающие любителям греха, дабы всячески споспешествовать пользе. Но не было никакого способа, которым бы можно было устранить легкомыслие Иудеев; ибо, уклонившись к корыстолюбию и наслаждениям и недугуя крайним безумием против Бога, они страшно вооружались против святых пророков. И одни, совершенно не веруя тому, что говорили пророки, обращались к ним с такими словами: //но нам глаголюще и возвещайте иное прельщение// [[old:is:30:10|(Ис. 30:10)]]: другие же, как бы обвиняя незлобие Божественного естества, вероятно смеясь, говорили между собою: //долги дни, погибе всякое видение// [[old:iez:12:22|(Иез. 12:22)]]. Поэтому Бог негде сказал блаженному Иезекиилю: //сыне человечь, се, дом Израилев преогорчеваяй глаголюще глаголют: видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает. Сего ради рцы к ним: сия глаголет Господь Бог: не продолжатся ктому вся словеса моя, яже возглаголю: яко возглаголю слово и сотворю, глаголет Адонаи Господь// [[old:iez:12:27|(Иез. 12:27-28)]]. А иные еще, как бы уже отчаявшись в своем спасении и в своей жизни, дерзали гневаться и говорили: "пусть скорее приходит время войны; не найдут нас немужественными или боящимися всякого шума те, которые хотят опустошить страну нашу. И мы опытны в войне и хорошо знаем ее искусство". Так настроенных он справедливо оплакивает и говорит; **горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония**. Грехами и беззакониями в этом случае он называет отмщения или наказания за грехи, – далеко еще находящиеся и еще не близкие, по той причине, что Бог еще хочет продлить свое милосердие, привлекаемые же некоторым образом ими, поелику они желают подпасть движениям Божественного гнева. И я думаю, что каждому из таковых мы можем совершенно приличествующим образом и истинно говорить: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? //По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго Суда Божия// [[new:rim:02:04|(Рим. 2:4-5)]]. Ибо влекут (ускоряют) они, как я сказал, сами против себя время наказания, быть может в малодушии своем думая, что Он медлит наказывать их и не наложит наказания на необузданно согрешающих. Итак, влекут они грехи, яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония ; потому что как ведущие под ярмо (иго) юниц или коров влекут (их) иногда с большим усилием и привязывают на труды, таким же, думаю, образом и они, ведя себя к тому, что имеет случиться (с ними) вследствие Божественного гнева, говорили: **скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем**. Это говорящих и так помышляющих и другой из святых пророков оплакивает, говоря: //увы люте желающим дне Господня: сей бо (день) есть тма, а не свете, и мгла не имущи света своего// [[old:am:05:18|(Ам. 5:18-20)]]. | ||
+ | Итак, нам должно, как только мы познаём, что Бог оскорблен нами, тотчас же раскаиваться и непрерывными молитвами смягчать Его, а не раздражать (еще более) подвигнутого уже к гневу и не пренебрегать Его угрозами. Ибо Он долготерпелив и многомилостив, //отъемляй беззакония и оставляяй неправды// [[old:mih:07:18|(Мих. 7:18)]], и малыми иногда слезами согрешивших приводится к прелюбезной Ему кротости. | ||
+ | |||
+ | //**Толкование на пророка Исаию.**// | ||
===== Прп. Ефрем Сирин ===== | ===== Прп. Ефрем Сирин ===== | ||
Строка 32: | Строка 45: | ||
Пророк именует несчастными тех, которые присовокупляют грех ко греху. Как не видно конца у веревки, протянутой далеко, так не видно, чтобы они покаялись и перестали грешить. Грехи их подобны ремню на колесе колесницы, у которого нельзя приметить конца. | Пророк именует несчастными тех, которые присовокупляют грех ко греху. Как не видно конца у веревки, протянутой далеко, так не видно, чтобы они покаялись и перестали грешить. Грехи их подобны ремню на колесе колесницы, у которого нельзя приметить конца. | ||
+ | |||
+ | //**Толкование на книгу пророка Исаии.**// | ||
===== Прп. Нил Синайский ===== | ===== Прп. Нил Синайский ===== | ||
Строка 41: | Строка 56: | ||
**//Письма на разные темы. Схоластику Руфину.//** | **//Письма на разные темы. Схоластику Руфину.//** | ||
- | ===== Блаж. Августин ===== | + | ===== Блж. Иероним Стридонский ===== |
+ | |||
+ | Ст. 18-19 **Горе вам, влекущим беззаконие евреями суеты, и грех, как ужами колесницы; говорящим: пусть Он поспешит и пусть скоро придет дело Его, чтобы мы видели, и пусть приблизится и наступит совет Святаго Израилева, и мы знаем оный** | ||
+ | |||
+ | Вместо ремня колесницы, LXX перевели: ремень ярма юничнаго, или коровъяго. Но мы чаще читаем, что грехи называются узами. Из таких мест есть оное: //пленицами своих грехов кийждо затязается// [[old:pr:05:22|(Притч. 5:22)]]. | ||
+ | |||
+ | И Господь, обличая преступный народ, который прилагал грехи ко грехам, сделал бич из вервий, показывая им, как они дом Божий сделали вертепом разбойников, и дом молитвы обратили в дом торговли [[new:mf:21:12|(Мф. 21:12-13]], [[new:in:02:15|Ин. 2:15-16)]]. И один из возлежащих на вечери Господней, не имеющий брачной одежды, будучи связан по ногам и рукам, выбрасывается во тьму кромешную [[new:mf:22:11|(Мф. 22:11—13)]]. И Господь приходил для того, чтобы сказать находившимся в узах: изыдите, и пребывавшим во тьме: //открыйтеся// [[old:is:49:09|(Ис. 49:9)]]. Ибо Он разрешает узников, и просвещает слепцов [[old:ps:145:07|(Пс. 145:7-8)]], которых Иеремия называет узниками земли [[old:pier:03:34|(Плач Иер. 3:34)]]. Он скорбит не о тех, которые начали и скоро перестали грешить, //ибо несть человек праведен на земли, иже сотворит благое, и не согрешит// [[old:ekl:07:21|(Еккл. 7:21)]]; но о тех, которые долгим ужем тянут грехи. Посему и в Числах [[old:chis:19:start|(гл. 19)]] мы читаем, что рыжая юница, которой пепел есть очищение народа, не иначе закалалась в жертву и приносилась к жертвеннику Господню, как если она не производила полевых работ, и не носила ярма, и не была связана узами ига Навуходоносорова. И у этого самого пророка дщери Сионския, вместо пояса истины [[new:ef:06:14|(Еф. 6:14)]], препоясываются веревкою [[old:is:03:23|(Ис. 3:23)]]. И Ахитофел и Иуда (из которых один предал Давида, а другой - Господа), влача свои грехи должайшим ужем, повесились, думая, что угрызение совести настоящею смертию превращается, и что ничего нет после смерти. | ||
+ | |||
+ | Что же касается так называемых по еврейскому тексту и всех других переводчикам вервей суеты, то это означает, что грех легко прицепляется к творящим оный, и это прицепление так суетно и легко, как прицепление нитей паутины, но когда мы захотим освободиться от него, то оказываемся связанными крепчайшими узами паутины. Колесницу де, наполненную и нагруженную грехами, очень легко понимают те, кои помнят написанное у Захарии — что нечестие сидит на таланте свинца [[old:zah:05:start|(Зах. 5)]], и что Египтяне, отягченные великим бременем грехов, погрузились как свинец в Черное море [[old:ish:15:10|(Исх. 15:10)]]. | ||
+ | |||
+ | И в другом месте грешник говорит: //беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бредя тяжкое отяготеша на мне// [[old:ps:037:05|(Пс. 37:5)]]. Говорится же это начальникам Иудейским, которые выше обличены в любостяжании и роскоши, потому что они, будучи призваны к покаянию Господом и, потом, апостолами Его, доселе упорствуют в хулениях, и ежедневно но три раза во всех синагогах, анафематствуют под названием Назарян (Nazarenorum) имя Христианское. Смысл же таков: Горе вам, думающим, что не будет дня суда, или не последует плена, предсказанного словом пророческим; говорящим пророку: доколе ты будешь угрожать нам гневом Божиим? мы желаем узнать его, пусть скорее приходит он. Это они говорят иронически, так как думают, что он не придет, а ложно предсказывается пророком. | ||
+ | |||
+ | **//Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая.//** | ||
+ | |||
+ | ===== Блж. Августин ===== | ||
**Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными** | **Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными** | ||
Строка 62: | Строка 91: | ||
//Влекут// - правильнее перевести; "//навлекают на себя наказание Божие за свои преступления"//. В таком смысле понимают эти слова пророка святой Кирилл Александрийский, и святой Иоанн Златоуст, а также некоторые новейшие толкователи. Наказание, можно сказать, так крепко утверждено, прикреплено уже к нечестивым иудеям, как крепко привязывается телега к везущему ее животному. | //Влекут// - правильнее перевести; "//навлекают на себя наказание Божие за свои преступления"//. В таком смысле понимают эти слова пророка святой Кирилл Александрийский, и святой Иоанн Златоуст, а также некоторые новейшие толкователи. Наказание, можно сказать, так крепко утверждено, прикреплено уже к нечестивым иудеям, как крепко привязывается телега к везущему ее животному. | ||
+ | |||
+ | //**Толковая Библия.**// | ||
См. также Толкование на [[old:is:05:08#lopuxin_ap|Ис. 5:8]] | См. также Толкование на [[old:is:05:08#lopuxin_ap|Ис. 5:8]] | ||
[<10>] | [<10>] |