Это старая версия документа.
Се, аз и дети, яже ми даде Бог, и будут знамения и чудеса в дому Иаковли от Господа Саваофа, Иже обитает на горе Сион
По обличении непокорных, Сам уже Господь говорит от лица Своего. Итак, говорит, они не покаряются руке крепкой и хождению пути людий сих, и делают вид, что ожидают Господа, отвращшаго лице Свое от дому Иаковля. А Я уверовавших в Меня, вновь возрожденных чрез отложение ветхого и облечение в нового человека, как новорожденных младенцев, у которых нравы нежны и невинны, но которые уже воздоены начатками учения и приступают к совершеннейшей пище таин, прияв и согрев в лоне Своего милосердия, привожу ко Отцу. Ибо чрез Меня путь познания, ведущий к Нему. А что слова сии произнесены от лица Христова, никто не будет спорить, если помнить сказанное в Послании к Евреям: Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, началника спасения их страданьми совершити. И святяй бо,- говорит Апостол,- и освящаемии, от Единаго вси; еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей. И паки: се, Аз и дети, яже Ми дал есть Бог (ср.: Евр. 2, 10-13).
И будут, сказано, знамения и чудеса в дому Иаковли. Ими, то есть чадами, возрожденными чрез Христа, будут совершены сильные знамения и чудеса в дому Иаковли. Чадами были Апостолы, младенствующие злобою (ср.: 1 Кор. 14, 20). Они, люди неученые, галилеяне, сперва начав говорить языками, соделали явным для всех сошествие Духа и совершившееся над ними раздаяние дарований и разделение языков. Потом известное чудо - хромой, сидящий у Красных дверей, когда Петр и Иоанн, чрез призвание имени Христова, утвердили ступни его, начавший ходить (см.: Деян. 3, 1-8), чем и исполнилось древнее пророчество: Тогда скочит хромый яко елень (Ис. 35, 6). Чудо - и сия Серна, воскрешенная из мертвых (см.: Деян. 9, 36-41); чудо - и железные врата темницы, о себе отверзошася при исшествии Петровом (ср.: Деян. 12, 9-10), и распадающиеся узы (см.: Деян. 12, 7), и все прочее, что было совершено чрез Апостолов в явление Божества Единородного.
Но все сии знамения и чудеса - от Бога Саваофа, Иже обитает на горе Сион. Под именем Бога Саваофа, обыкновенно, разумели Бога воинств. Кто же иной сей Господь воинств, как не именуемый Архистратигом силы Божией (см.: Нав. 5, 14), от Которого даются знамения детям? А что верующие во Христа суть дети, сие явствует из сказанного Господом. Ибо иудеям, которые о хвалящих Его и говорящих осанна в вышних! спрашивали Его: слышиши ли, что сии глаголют? - отвечал: яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (ср.: Мф. 21, 15, 16). Младенцами же назвал в сем месте тех, которые резали пальмовые ветви, постилали одежды по пути, взывали и славословили Его. Но и в другом месте говорит: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем (Мф. 11, 25), разумея под младенцами обученных слову и удостоившихся чрез Духа откровения таин. Посему словами се, Аз и дети Господь указывает на избранных Своих, потому что буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит (1 Кор. 1, 27). Потому всякий, отложивший ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4, 22), и облекшийся в новаго, обновляемаго по образу Создавшаго (Кол. 3, 10), есть чадо, по таинственному слову Христову.
Толкование на пророка Исаию.
Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе
Мы становимся не только Его братьями, но и Его детьми, ибо Он говорит: Вот я и дети, которых дал мне Господь. Не только детьми, но и членами Его, и телом Его. Так будто уже упомянутого было недостаточно для того, чтобы подтвердить Его любовь к нам и расположение, Он выставляет и нечто иное, большее и ближайшее, говоря о Себе как нашей Главе.
Огласительные слова к просвещаемым.
Се, аз и дети, яже ми даде Бог в знамения, то есть я и сыны мои, данные мне Богом, служим знамением, и один из сыновей моих предзнаменует своим именем Сына Девы, с пришествием Которого умиротворится земля, а другой возвещает своим именем, что приближается к окончанию определенное время, и скоро наступит пленение Ассирийское.
Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе
«Се Аз и дети Мои» (Ис. 8:18), – воззвал Спаситель Христос устами Исаии. Ибо, как детей Спаситель научил святых, насколько могли они вместить и послужить другим; потому что пред Христовым совершенством все святые – дети.
Письма на разные темы. Децемвиру Павлу.
Вот я и дети, которых дал мне Бог. И будут знамения и чудеса в доме Израиля от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе
«Дай мудрому повод, и он будет мудрее» (Притч. 9, 9), — сказало божественное слово. Получая у священнейшего апостола повод к пониманию пророческих изречений, помолимся Богу, чтобы мы получили мудрость апостолов и смогли стать мудрее благодаря поводу для объяснения Пророков. Апостол, вспоминая это изречение: «Вот я и дети, которых дал мне Бог», — делает затем вывод и объясняет: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он непосредственно стал общником оных [плоти и крови], дабы через смерть упразднить имеющего державу смерти, то есть диавола (Zabulum), и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2, 13–15). Итак, поскольку дети сделались общниками крови и плоти, то и Спаситель наш причастился плоти и крови. Его божественной природе было чуждо принятие крови и плоти; но ради нас то, что было чуждо Ему, Он принял, чтобы нас, ставших чужими через грех, соделать Своими домочадцами. И вот апостол изложил это, говоря: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он непосредственно стал общником оных [плоти и крови]». Я же сказал бы, что, как дети причастны крови и плоти, и Он непосредственно стал общником оных, так, поскольку дети не могут слышать более действенные слова, однако детям необходимо слышать речения Бога, ради этого Он воспринял кровь из-за детей, причастных плоти и крови, говоря как бы с младенцами, изрекая не божественное и невыразимое, но только то, что младенцы могут понять. А младенцы — это все люди в сравнении с совершенством Слова. Пусть назовешь ты Моисея; может, упомянешь одного из пророков, может — Иоанна, больше которого нет среди рожденных женами (Ср.: Мф. 11, 11); может, пойдешь ты к апостолам: к Петру, которого не пересилят врата преисподней (Ср.: Мф. 16, 18), или к Павлу, который был восхищен до третьего неба и услышал неизреченные слова (Ср.: 2 Кор. 12, 2. 4), — ты не отнимаешь их славы, говоря, что и они в том, что постигли — в сравнении с тем, что осталось для них непостижимым, — научены младенческому воспитанию, которое передается людям. Ведь Спаситель говорит не о тех, кого Павел именует младенцами во Христе и признает, что [им] необходимо пить молоко и [питаться] не твердой пищей (Ср.: 1 Кор. 3, 1. 2), но о всех вместе людях: «Вот Я и младенцы Мои, которых дал Мне Бог». Но как среди детей одни резвее других и быстрее понимают то, что им преподано, — так, говорю, подобны одаренным детям стали Моисей и пророки, а также апостолы Господа нашего Иисуса Христа. Чувствуя самих себя, понимая, что, даже продвигаясь, они продвигались детским шагом, они сказали: «Отчасти познаем и отчасти пророчествуем» (Ср.: 1 Кор. 13, 9). И ведь они смотрели не на дела истины, но на тени дел, не на полноту света, а на темный образ. И поэтому они повторяли: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор. 13, 12). Кто же, читая и разумея это, наполнится спесью и будет кичиться из-за [своего] знания или какого-либо из даров [Божиих]? Все, низшедшее к детям, гораздо ниже того, что уготовано мужам. Итак, те, кто среди детей кажутся по своим способностям наиболее резвыми и скорыми, не должны гордиться и превозноситься. А этими детьми названы все люди, на которых указал и Спаситель: «Вот, — говорит Он, — Я и дети, которых дал Мне Бог». Даже Спаситель принял дар от Бога. Ведь никто не может прийти к Нему, если Пославший Его не привлечет приходящего к Спасителю, как мы научены Евангелием, что от Иоанна (Ср.: Ин. 6, 44). И поскольку Он принял в дар от Отца тех, кто верует, то пророк говорит о них: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». Но не стоит полагать, что не имел их Тот, Кто получил, — до того времени ими обладал Тот, Кто дал.
Затем Спаситель пророчествует в остальных [словах книги], говоря от лица пророка [Исаии], возвещая, что наступит [время], когда в Израиле появятся знамения и чудеса, как только Он примет детей. Говорит же Он так: «И будут знамения и чудеса в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе». Живущий на Месте стражи и Зрящий истину во всякой душе творит знамения и чудеса через Спасителя, после же Спасителя — через апостолов. Где бы ни обреталась душа, готовая к служению знамений и чудес Божиих — Бог, тогда соделавший знамения и чудеса, не бездеятелен для того, чтобы и ныне сотворить их или в соответствии с духовным попечением, или зримым образом для побуждения видящих [это] к вере.
Гомилии на книгу пророка Исаии.
Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе
Исаия и его оба сына - все трое своими именами (Бог спасает - остаток спасется - спешит грабеж, ускоряет добычи) служат ясными предуказаниями того, что намерен сделать для Своего народа Сущий: Господь спасет Свой народ.
Апостол Павел, как предшествующий стих, так и слова 18 ст. : вот я дети… влагает в уста Мессии, чтобы доказать, что и в Ветхом Завете была мысль о действительном принятии Мессией - Сыном Божиим истинной человеческой плоти (Евр 2:13).
См. также Толкование на Ис. 8:16