Это старая версия документа.
И аще рекут к вам: изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих, иже от чрева глашают, не язык ли к Богу своему взыщет? что испытуют мертвыя о живых
Не приемлющие слова евангельского, уничижающие проповедь, как буйство, и соблазняемые крестом, когда советуем им прийти в познание, сами предлагают нам советы собственного своего заблуждения, говоря: «изыщите» не Господа, но «чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих». И этому свидетель опыт. Ибо прилепившиеся к идолам, внимающие сновидениям и волхвованиям демонов и сами ни во что вменяют истину, и нам советуют искать подобного, потому что влияние заблуждения на падение искушаемых ими производится демонами, которые ныне в сновидениях окружают человека какими-то мечтаниями или заключающими в себе совет, как избавиться от телесной немощи, или предвещающими будущее. А демоны могут проразумевать подобные вещи: касательно телесных немощей – потому, что лучше нас проникают в вещественные свойства и знают качества трав и пригодность их в болезнях; касательно же будущего нередко предсказывают, что уже совершилось; но поскольку сие нам еще неизвестно, то возвещают о том, как о будущем. Например, и у нас иной, услышав о чьем-нибудь прибытии, возвещает о нем ожидающему, как о будущем, таким обманом уловляя себе ту славу, что почтут его пророком. Так и демоны нередко людям, легко впадающим в обман, возвещали, что уже осуществилось и объявлено в Божием определении. Так чревовещательница чрез демонов возвестила Саулу будущее поражение. Ибо демоны были принявшие на себя лице Самуила; они, услышав об осуждении Саула, передали приговор, произнесенный Богом, как свой собственный. Итак, язычники нередко стараются вовлечь нас в обманы демонские, говоря: «изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих», ибо не смеют сказать, что слова их с неба, как и упоминаемая в книгах Царств волшебница, беседовавшая с Саулом, говорила: «вижу боги восходящия от земли» (1Цар. 28, 7–13). Подобны сему вымыслы чревовещателей; они обещают вызвать души умерших для открытия желаемого.
Потом Пророк произносит свое мнение, какое имеет о подобных вымыслах, и чревовещателей признает говорящими пустое, сказав: «тщесловующих, иже от чрева глашают», то есть говорят по собственному произволу. Ибо чревовещатель не заимствованное от кого-либо другого произносит, но, в сердце своем сложив ложь и угадывая желание зрителей, говорит, что способствует ко введению в обман неразумных. Или, может быть, «от чрева глашают» те, «имже бог чрево» (Флп. 3, 19), которые все делают для наслаждения пищей и питием. А посему не погрешит иной, назвав «чревоволшебниками и от чрева глашающими» тех, которые, для наполнения чрева, принимают на себя вид учителей и облекаются в образ благочестия, но поскольку произносят слова не от душевного расположения, то называются «тщесловующими». И справедливо; ибо кто учит, но не творит, тот не подает о себе вероятия, чтобы учил с пользой.
А слова «не язык ли к Богу своему взыщет?» имеют подобный сему смысл. Каждый народ предлагает своему богу вопрос о том, что желает знать. И для ясности изречения надобно читаемое представить в виде вопроса: «не взыщет ли язык к Богу своему?» Посему чуждые нашего богослужения, сообразно с богами, которых они признают за богов, должны предлагать им и вопросы; но признающие богов мертвых вопрошают их о живых. Мертвыми же Пророк или называет бездушных идолов, камни, дерева, медь и золото, или именует тех, которые своим отступничеством утратили истинную жизнь, или, может быть, все искусство так называемых чревовещателей обращается около гробниц и оттуда заимствует силу чародейства.
Потом пророческое слово, негодуя на безумие идолопоклонников, говорит: «что испытуют мертвыя о живых?» Для чего ты, одушевленная тварь, поклоняешься камню? Для чего ты, существо разумное, вопрошаешь мертвого? За живого сына умоляешь не имеющего или лишенного жизни, бездыханного? Идешь ли ты к прорицалищу или придумываешь для себя очищения, прибегаешь к мертвым, которые сами утратили жизнь и тебе причинят смерть за преслушание.
Толкование на пророка Исаию.
И аще рекут к вам: изыщите чревоволшебников и от земли возглашающих, тщесловующих, иже от чрева глашают; не Господни суть людие, иже испытуют мертвыя о живых. Израильтяне уподобились народам, которые о живых братиях вопрошают кости мертвых, поэтому пусть знают, что они не народ уже Божий.
«И если скажут вам: поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от [своего] чрева, — то не должен ли народ искать своего Бога? О чем спрашивают мертвых о живых?» Вдумайтесь, ибо сказанное неясно, и смысл [изречения], если [его] Сам Бог дарует и откроет, должен соответствовать предыдущему. Итак, он учит нас, чтобы мы не становились учениками чуждых речей, но только небесных и благих. Ведь среди проповедников, обещающих истинное учение, есть и те, кто говорит не небесное, а земное. «Сущий от земли говорит от земли; Приходящий с небес есть выше всех; и что Он увидел и услышал, о том и свидетельствует» (Ср.: Ин. 3, 31–32). Если кто, говорит Он, скажет детям, верующим в Меня: «Поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от [своего] чрева» (другими словами, «вопросите демонов»: ведь через один вид демона чревовещания Он образно поименовал всех бесов); если скажут вам: «Поищите чревовещателей», то есть: вопросите демонов или о предведении, или об истине, или о священном созерцании, — отвечайте им то, что Я говорю. Кто же этому учит? Далее пророк отвечает [на этот вопрос]. Есть какие-то люди, которые посылают к чревовещателям вас и особенно оглашенных, насколько их среди вас можно найти. Те же, кто хочет, чтобы вы шли к идолам, о которых написано: «Все боги народов — демоны» (Пс. 95, 5), — хотят, чтобы вы шли не к одним только чревовещателям, но вообще ко всякому виду демонов. Однако Бог наш, Который на небе и на земле творит все, что хочет (Ср.: Пс. 113, 11), да исторгнет нас от бесов и соделает Себе друзьями (familiares) через Спасителя нашего Иисуса Христа. Итак, смотрите, чтобы среди вас не обманулась однажды чья-нибудь душа, не дошла до такого сомнения и смятения, когда услышит от того или иного человека: «Демон, [находящийся] в том идоле, исцелил ту болезнь, он и прорицает [за мертвецов] и то и иное». Все эти идолы принадлежат демонам и людям, не познающим истину. Взойдите духом к Богу, Который есть Творец всего, и сравните это благочестие с любым, которое только провозглашает себя таковым, но не является благочестием, и посмотрите, насколько вы блаженны. Ибо «кто подобен тебе, народ, спасенный Господом?» (Ср.: Втор. 33, 29) И «блажен народ, у которого Господь — Бог его, люди, которых Он избрал в наследие Себе» (Пс. 32, 12). Когда-то этим блаженным народом был [народ] иудейский, но он потерял блаженство и был изгнан из своей земли, ибо Того, Кто был послан и имел свидетельство Отца — не только через Закон и Пророков, но и в знамениях и чудесах, — он подстерег и убил. Блаженство же перешло к нам, ученикам Иисуса Христа, и мы веруем в Него непоколебимо и твердо, живя так, как научены.
«И если скажут вам: “Поищите чревовещателей и из земли про- рицающих, пустословящих, которые говорят от своего чрева”». [Пророк] назвал их пустословами. Всякое сказанное слово либо пусто, либо исполнено истины. Пусто всякое ложное слово. Исполнено же истины [слово], обладающее познанием Бога всяческих и учащее веровать Богу, обетовавшему небесные царства святым Своим. Итак, смотри, что говорят не бывшие злоречивыми и никогда не оказывавшиеся пустыми в очах Божиих: «Мы все от полноты Его приняли» (Ср.: Ин. 1, 16). Все пустословы ничего не имеют от полноты, но пусты от истины, пусты от добродетели, пусты от Христа. «Если скажут вам: “Поищите из земли прорицающих, пустос- ловящих, которые говорят от своего чрева”». Я хочу назвать и причину, почему слово сослалось именно на демонов-чревовещателей, так что оно говорит: «Если скажут вам: “Поищите чревовещателей”». Ты обнаружишь, что все обещающие истину, но не имеющие ее, служат своему чреву и в известной мере делают все ради собственного удовольствия и достатка. Не только среди язычников, но и среди тех, кто обещает веру во Христе, будучи еретиками, и не только среди этих последних, но и у нас, церковных людей, ты найдешь совершающих все ради наполнения чрева, ради чести и ради даров, приносимых в Церковь. Таковой проповедует из чрева, и источник его речей находится во чреве. Ведь источник его речей проистекает не из сердца, не из благих помыслов, не от Святого Духа. Если кто-то когда-нибудь пообещает научить [вас], будьте внимательны, из чрева ли начинаются его речи или нет. Но я сам приведу возражение, которое может быть высказано мне, чтобы кто-нибудь из вас, когда услышит его от кого-то, не посчитал бы Писание противоречащим самому себе или что мы не обратили внимания на то, чтобы как следует подкрепить речь, обличающую чревовещателей. Итак, что это за возражение? Сказано: если кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки, источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 7, 38 + Ин. 4, 14). Кто-нибудь из возражающих, пожалуй, скажет: если Спаситель обещал из чрева источник воды, текущей в жизнь вечную, выходящий из праведника, то праведник — чревовещатель (de ventre clamat), поскольку источник воды, который обещает Спаситель, — во чреве его. Но дóлжно сказать [на это], не может ли быть у нас два чрева: одно — телесное и иное духовное, — равно как и прочие части, которые по видимости именуются применительно к телу, например глаза, но на самом деле одни [очи] — телесные, а другие — духовные. И если о глазах говорится: «Заповедь Господня светла, просвещает очи» (Пс. 18, 9), — то я не отношу это к телесным очам. И если говорится: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 11, 15; 13, 9 и т.д.), — то не стоит думать, что это сказано о телесных ушах: [речь идет] об ушах души, которые есть у чистых в душевном слухе. И если говорится в обетование: «Нога твоя не преткнется» (Притч. 3, 23), — то не следует полагать, что это сказано о телесной ноге. Ибо есть нога сердца, ступающая к Сказавшему: «Я есмь путь» (Ин. 14, 6). Так вот, подобно телесному чреву существует чрево и у души, о котором праведник говорит: «Страхом Твоим, Господи, мы прияли во чреве, и испытали муки [рождения], и родили дух спасения Твоего, который Ты сотворил на земле» (Ср.: Ис. 26, 17–18 LXX). Кто бы ни наполнял чрево пустыми словами, сущими от земли, имеет чрево, состоящее из земли, о котором написано: «Бог уничтожит и то, и другое» (1 Кор. 6, 13). Праведники же имеют чрево, в котором прияли страхом Господним (Ср.: Ис. 26, 17 LXX), и их чрево полно источниками воды, текущей в жизнь вечную (Ср.: Ин. 4, 14). Об этом чреве говорит оный [Елиуй]: «И чрево мое как запечатанный мех, полный молодого вина» (Иов. 32, 19 LXX). Он сказал это не о телесном чреве, и не телесное его чрево было преисполнено вином божественных и им подобных вещей, запечатанным в меху. Это — в разъяснение возражения.
Давайте сейчас вернемся к тому, с чего начали. Итак, «если скажут вам: “Поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от своего чрева”, — отвечайте им так: [разве] народ — не к Богу своему»? Впрочем, эта фраза неполная. «Отвечайте им так: “Не должен ли народ искать своего Бога?”» Всякий народ, когда вопрошает, предается своему Богу, Которого вопрошает. Так им отвечайте. Вы же — израильтяне, имеющие истинного Бога, Который над всеми (Ср.: Рим. 9, 5). Когда ищете, не ищите чревовещателей, ни из земли прорицающих, ни пустословящих, но [ищите только] своего Бога. «О чем спрашивают мертвых о живых?» Мертвы демоны, лишенные истинной Жизни, Которая говорит: «Я есмь Жизнь» (Ср.: Ин. 11, 25; 14, 6). Итак, не смейте тревожить мертвых относительно дел живых [людей], ведь вы получили Закон. О вы, которых не смог убедить [пророк], так что вопрошаете об этом у чревовещателей и пустословящих от земли, внемлите закону и слову истины, принимая его в помощь закону вашему! В законе вашем написано (Ср.: Ин. 8, 17): не ходите вслед кумиров (Ср.: Исх. 20, 4); поступая по закону, не обращайтесь к чревовещателям и из земли прорицающим.
Гомилии на книгу пророка Исаии.
И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
Этих знамений довольно для верующего. Ни к чему посему обращаться к разного рода гадателям за справками о будущем!
Вызыватели умерших - по евр. haovot, т. е. люди, которые заявляют, что они медиумы, через которых можно получить ответ от кого-либо из умерших. Такова была, напр., волшебница из Аэндора (1 Цар 28:7).
Чародеи - по евр. hajidenim (от глаг. jada - знать), по нашему знахари или волхвы (ср. Лев 20:27; Втор 18:11). Как определения к обоим этим терминам, прибавлены слова: издающие писк и бормочущие. Первое слово указывает на писк мышонка в тишине или на чириканье птички и обозначает едва слышный, тонкий, как у птицы, голос говорящего, от лица умершего, медиума. Второе - на глухоту голоса, какую старались придать своей речи те же вызыватели умерших.
Отвечайте - этого слова нет в евр. тексте.
См. также Толкование на Ис. 8:16