Яко Господь творяй тя, Господь Саваоф имя Ему: и избавивый тя, Святый Бог Израилев, всей земли прозовется
Велико обещание и дивен вестник. Не удивляйся этому, потому что тот, кто совершает все это, есть Господь, Которому все легко, и тот, кто будет сохранять тебя, «Богом всей земли назовется Он»; прозовется, т.е. когда это исполнится. Итак, пророк говорит о Церкви, потому что все это исполнилось в Церкви. Когда Бог языков прозвался Богом всей земли, если не во время Своего пришествия? Имя идолослужения совершенно изглажено и все призваны во имя Христово.
Толкование на пророка Исаию.
Яко Господь творяй тя, Господь Саваоф имя Ему: и избавивый тя, Святый Бог Израилев, всей земли прозовется
См. Толкование на Ис. 54:4
Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он
См. Толкование на Ис. 54:4
Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он
Ибо твой Творец есть супруг твой… Лучше бы, по-русски, переставить эти определения: «твой супруг - есть творец». Верный остаток Израиля, смущаясь своей малочисленностью, мог, в припадке малодушия, считать себя покинутым людьми и оставленным Богом. Пророк и утешает его, говоря, что для верного Израиля время бесславного вдовства уже прошло, и что у него снова есть супруг, который есть Творец и не только Творец, но и Искупитель.
Богом всей земли назовется Он… Это - одно из знаменательных ветхозаветных мест, где особенно ясно выражена идея универсальности Бога: Он - не Бог только Израиля и Иудеи, но Бог всей земли, Творец вселенной и Искупитель всего человечества. До такой высоты религиозное сознание ветхозаветного человечества могло подниматься лишь в редких исключительных случаях (Пс. 23:1; 46:2, 7; и др.); более же широкое распространение и глубокое понимание всего этого постепенно сложилось лишь в новозаветные времена.
Толковая Библия.