Многими путьми твоими трудился еси, и не рекл еси: престану крепящься, яко сотворил еси сия, сего ради не помолился Ми еси ты
См. Толкование на Ис. 57:9
Многими путьми твоими трудился еси, и не рекл еси: престану крепящься, яко сотворил еси сия, сего ради не помолился Ми еси ты
А каким образом он был унижен, это показывает тотчас; ибо говорит: многими путьми твоими трудился еси. Ибо ходя как бы по всем путям погибели, они совершенно бесполезно потратили силы души, очевидно, духовные, и утомились безмерно, употребивши старания о пагубных делах. Или может быть под многими путями здесь разумеет то, что они постоянно влекутся к иным богам и пренебрегают теми, которые уже у них есть, и отыскивают тех, которые находятся у кого-нибудь другого, и подобно пьяным бросаются туда и сюда и не имеют в себе опоры и устойчивости – ума. Но это случается испытывать и нам среди постыдных удовольствий. Ибо иногда ум увлекается всяким видом нечистоты, иногда превозносит похвалами богатство, иногда с увлечением предаются плотским удовольствиям и побеждается суетного славою и как бы уносится всяким ветром, согласно с сказанным о ком-то устами Иеремии: в похотех души своея ветром ношашеся, предан бысть, кто обратит его (Иер. 2:24)? Ибо душа, подвергшаяся этому, будет всецело предана приступам страстей. И этому учит Приточник говоря: строптивая бо помышления отлучают от Бога и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем. 1:3,4:12).
Итак нужно сойти с ума, чтоб стремглав броситься со скалы, и услаждаться постыдными удовольствиями и предаваться им, чтоб утомившись разнообразием их сделаться добычею диавола. Итак ты, говорит, о Иерусалим, сделавший это не сказал: престану, крепящийся; то есть, ты не пресек пути помыслам о постыдном, не положил меры отступлению, не прекратил попечения о зле, напротив еще ревностнее стараешься делать то, чему никогда не следовало быть. Ибо дело души, имеющей даже ограниченный смысл – не допускать подчинения греховным желаниям; а если случится подвергнуться этому, то-прибегать к покаянию и чрез обращение к лучшему, уничтожить преступления. Если же она неудержимо устремилась к постыдным делам и ко всему этому пренебрегает необходимостью покаяния; то увидишь, что она, находясь в таком состоянии, прилагает грех ко греху, болезнь к болезни. Посему Бог всяческих находящихся в таком состоянии обвиняет и говорит: еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится? Вскую отвратишася людие мои сии во Иерусалиме отвращением безстудным и укрепишася во произволении своем и не восхотеша обратитися (Иер. 8:4,5)?
Но яко сотворил еси сия, говорит, сего ради не помолился Ми еси ты. Но хотя ты дерзнул совершить столь постыдные и отвратительные дела; то не смотря на это не надлежало ли тебе обратиться к Богу с мольбою и просить у него помилования? Ибо Он, будучи благ по естеству и зная создание наше, по написанному (Пс. 102:14), приемлет тех, которые желают принести покаяние. Посему чрез одного из святых пророков сказал: возвратитеся сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша (Иер. 3:22). Итак доказательством крайнего безумия и всецелого отвращения (от Бога) служит то, что находившиеся в таких бедствиях не обращаются к Богу и не просят у Него помилования чрез исповедание грехов. Ибо написано: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43:26). Некто же воспевает и говорит: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви: и ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31:5). Но Иудеи отличались каким-то шатким и бессильным и исполненным невежества умом; ибо они постоянно готовы были отступать от Бога живого и увлекаться иными богами, когда уже им возвещено было, что придет множество Вавилонян, какого еще не бывало.
Толкование на пророка Исаию.
От множества путей своих ты утомилась, но не говорила: успокоюсь; ты находила жизнь в руке своей, поэтому не просила Меня
Не утомляется тот, кто ходит одним и царским путем, относительно которого Бог заповедал чрез Моисея: «путем царским будешь ходить и не уклонишься ни направо, ни налево» (Втор. 5). Один путь истины, который говорит в Евангелии: Аз есмь путь, истина и живот (Ин. 14:6), но много путей лжи, в хождении по которым теперь обличается Иерусалим и, зная различие между которыми, Бог выше говорит к заблуждающим: ниже якоже путие ваши путие Мои (Ис. 55:8) и о которых исповедающиюся говорят Богу, уклонил еси [стези] нашия от пути твоего (Пс. 43:19). Итак, познав единый царский путь, рассмотрим, какие правые пути и левые, по которым нам воспрещается ходить. Путь царский — умеренный, он не заключает в себе ни более, ни менее. Например, правый и царский путь есть мудрость. Мы уклоняемся к правому, если мудрствуем более, чем следует мудрствовать и вместо мудрости любим хитрость, вследствие которой [или ибо] змей был мудрее всех зверей в раю (Быт. 3) и сыны тьмы мудрее сынов света (Лк. 16). К левому мы уклоняемся, когда бываем безрассудными и менее надлежащнго мудрыми. О таковых сказано: Рече безумец в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1). Также благочестие и истинное богопочтение есть царский путь. Уклоняется к правому, тот, кто суеверен и заслуживает того, чтобы услышать: не буди правдив велми (Еккл. 7:17), к левому—тот, кто пренебрегает богопочтением и причисляется к козлам и козлятам. Также щедрость и бережливость есть весьма великая добродетель, от которой уклоняется к правому тот, кто скуп, и не только другим, но и себе не уделяет того, что нужно, а к левому тот, κто проживает свое состояние с блудницами и говорит с Израилем: да ямы и пием, утре бо умрем (Ис. 22:13). Также мужество и твердость есть царский путь, от которого уклоняется в правому отчаянный и упорный, а к левому-трусливый и боязливый. Поэтому святый муж, желая ходить но правому пути, молится: „наставь меня,Господи, на путь правый« (Пс. 138) и в другом: месте: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе возвел я очи мои (Пс. 142:8). О подобном пути и в ином месте Писание говорит: вопросите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете очищение душам вашим (Иер. 6:16). Следовательно Иерусалим потому смирился до преисподней, что утомился от многих путей и не говорил: чрез покаяние исправлю заблуждение, но напротив того: буду крепко держаться начатого и не буду заботиться о словах поучающаго: отврати ногу твою от пути стропотна и гортань твой от жажды (Иер. 2:25).
Наконец следует: а она ответила: άνδρΐαομβι то есть буду действовать мужественно, что теперь выражается другими словами чрез: буду крепко держаться. И так как она делала то, о чем в предшествующих словах сказано, то не умоляла Господа, более полагаясь на свои силы, чем на Бога. Далее то, что стоит в еврейском: ты находила жизнь в руке своей, поэтому не просила, имеет следующий смысл и значение: так как ты имела обилие во всем и утопала в богатстве, то презирала Господа, от какового богатства отказывается и Соломон, чтобы не забыть Бога (Притч. 30). И Содом говорится чрез Иезекииля: так как ты пресытилась хлебами, то возгордилась (Иез. 16). Но не только богатство, а и бедность искушает человека. Поэтому выше написано: Я испытал тебя в горниле нищеты (Ис. 48:10), в котором был испытан и бедный Лазарь, который терпел нищету и вместе немощность (Лк. 16).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.
От долгого пути твоего утомлялась, но не говорила: «надежда потеряна!»; все еще находила живость в руке твоей, и потому не чувствовала ослабления
См. Толкование на Ис. 57:5