Если удержишь от субботы ногу свою, от исполнения воли своей в святый день Мой и будешь называть субботу отрадною и святый [день] Господень славным и почтишь его, не следуя путям своим и не исполняя воли своей, чтобы говорить [пустые] слова
Коему выше сказал: не это ли более есть тот пост, который Я избрал, разреши узы нечестия, развяжи связки угнетающия (выше, ст. 6) и прочее, тому обещает теперь также награды, если будет исполнять то, что далее следует, и именно - пусть он удерживает ногу свою в субботы и но исполняет своих хотений и не оскверняет святый день Господень пожеланиями [или наслаждениями]. Законом предписано, чтобы мы в субботы не занимались рабскою работою, чтобы не зажигали огни, чтобы сидели на одном месте, чтобы исполняли только те дела, которые относятся к спасению души. Это, при буквальном понимании, совершенно невозможно исполнить. Ибо кто может так сделать, чтобы в субботу, сидя весь день и ночь, не сходить с одного места, даже не делать легких движений, что если кто либо сделает, то будет нарушителем закона? Таким образом на основании одной заповеди, невозможной при буквальном понимании, мы должны и прочее понимать духовно, - чтобы мы не занимались рабскою работою и не утрачивали свободу души, потому что творяй грех раб есть греха (Ин. 8:34), - чтобы мы в субботу не носили бремя, какое носил говорящий: беззакония Моя превзыдоша главу Мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 87:5), чтобы не имело власти над нами беззаконие, сидящее на таланте свинца (Зах. 5), чтобы не возжигалось плотское пожелание и похоть. Ибо вси любодеющие яко пещь сердца их (Ос. 7), и у диавола стрелы огненные, чтобы стрелять в темноте в правых сердцем (Пс. 10). Заповедуется также нам, чтобы мы, взявшись за плуг, не озирались назад (Лк. 9), чтобы, взошедши на верх кровель, мы не сходили взять одежды века [сего], но внимали вместе с Моисеем: „ты же стой здесь со Мною« (Исх. 34), и сидели с Господом при колодезе самарийском, утомившись от пути века сего и чувствуя жажду к обращению и спасению заблуждающих, чтобы внимали наставлению апостола: тверди бывайте и непоступни (1 Кор. 15:58), чтобы мы не допускали того, что допустил Иуда предатель, утративший место своего служения и сделавшийся преступником, и всегда помнили приговор его: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави (Екк. 10:4). Кто так покоится в субботу, омывает среди невинных руки свои и не двигает ног для исполнения своих хотений, тот празднует отрадные субботы Господни. Это субботство по посланию, написанному к Евреям (Евр. 4), обещается нам на небе и уготовляется слава, если мы не будем в субботу следовать путям своим и исполнять свою волю и говорить [пустые] слова, то есть не греша ни делом, ни словом. Кроме того, если бы это запрещалось только в субботу, то в другие шесть дней нам предоставлялась бы свобода грешить. А так как безрассудно было бы так думать, то следовательно суббота, которая в переводе означает покой, во всякое время должна освящаться верными, чрез исполнение хотений не плоти, а духа. Прибавленного же по Семидесяти: во гневе из уст твоих в еврейском нет. К празднованию этой субботы со всею торжественностию, призывает нас Спаситель, говоря: приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы (Мф. 11:28), потому что «ναπαύοω όμδί (Аз упокою вы) означает именно то, чтобы мы, сложив с себя бремя грехов, имели субботу (sabbatizemus) во Христе и могли сказать: постави на камени нозе мои (Пс. 39:3), и избегали того, чему едва не подвергся святый, как он говорит: мои же в мале не подвижастеся нозе (Пс. 72:2).
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.
Ст. 13-14 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и вам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это
Два последних стиха главы, раскрывая неправильный характер празднования евреями субботы, показывают, в чем же заключается ее истинный смысл. Хотя евреи, в особенности послепленного периода и времени земной жизни Спасителя, очень строго соблюдали «субботний покой» (Ис. 1:13; Мф. 12:1, 11; Лк. 6:6-9), но они, очевидно, не понимали его истинного духа, его характера «святости». Как можно заключать из слов пророка, евреи, прекращая в субботу обычную, трудовую жизнь, посвящали получавшийся таким путем досуг исполнению своих прихотей, или даже праздному пустословию. В противоположность такому недостойному времяпрепровождению, истинная суббота, по мысли пророка, должна быть «святым» днем, т. е. посвященным Богу и ближним и состоящим в делах богомыслия и деятельного служения ближнему. Только такое празднование субботы, вместе с полным нравственным удовлетворением, даст великую духовную радость и будет действительным освобождением от сутолоки злободневной жизни. Высокий образец истинного субботствования неоднократно являл, к соблазну фарисеев, и Сам Господь наш Иисус Христос, в течение Своей земной жизни (Мф. 12:1-14; Лк. 14:1-6 и др.).
Толковая Библия.