Ст. 1-2 Пророчество словесе Господа на Израиля рукою ангела его. Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова
Пророчество словесе Господа на Израиля рукою ангела его. «Пророчеством» (восприятием) «словесе» называет как бы принятие пророчества от Бога, ибо блаженные пророки чрез Святого Духа получали знание будущего, и как советы, так и укоризны делали кому-либо, не сами из собственных сердец извлекая слова, какие вздумается, или изрекая ложь на кого-либо, но изъясняя внушения от Бога и чисто и безукоризненно передавая другим вышние слова. Итак, восприятие пророчества, говорит, было от Господа. Этим указывает на то, что слово пророчества не имеет ни какого-либо предсказания о бедственном и скорбном событии, имеющем случиться у израильтян, ни похвал ведущим праведную жизнь, но укоризну на священников и народ. Выражение же «рукою ангела его», разумей так: восприятие («пророчество») на Израиля было (соделано) тем лицом, коему как бы поручено было или которое совершало служение пророчества, по имени Ангел. А назван Малахия Ангелом по причинам, о коих я уже прежде сказал.
Положите убо на сердцах ваших: возлюбих вы, глаголет Господь. Не рассеянным слухом повелевает внимать тому, что будет сказано, но старательно, с величайшим вниманием и разумением. Такому расположению (духа) надлежит быть у имеющих выслушивать божественные слова, от коих будет величайшая и весьма обильная польза, если они вольются в самый ум. Так и божественный Давид поет и говорит: «в сердцы моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе» (Пс. 118:11). Да, поистине можно признать, что слушающий не услышал бы, если бы слова не касались ума, но как бы слетев с языка говорящего, потом ударив один только слух слушающего, оказались бы напрасными и все равно что непроизнесенными. Таковыми были некие, о коих один из святых пророков сказал: вот народ безумный и бессердечный: очи у них, и не видят, уши у них, и не слышат (Иер. 5:21). Посему необходимо побуждает пророк, говоря: «положите убо на сердцах ваших», то есть во внутрь ума и сердца налагая божественные слова и разумевая значение вышних откровений, согласитесь, конечно, с тем, что «возлюбих вы, глаголет Господь», и удостоил всякого милосердия и пощады, и подобающего любимым благодеяния. Этим опять справедливо порицает их за то, что злом воздали Ему за добро, хотя им, как удостоенным любви, и надлежало со своей стороны радовать Его своим благоповедением и старанием, и рвением ко всему благоугодному Ему. Ведь если нелепо не хотеть отдавать долги подобным нам, то что же сказать о Боге, обильно сообщающем нам все для нашего благополучия, если бы кто не хотел со своей стороны воздать Ему за дарованное? Да, истинно здравомыслящим по преимуществу подобает говорить вот что: «что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» (Пс. 115:3).
Толкование на пророка Малахию.
Ст. 1-2 Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Малахии. Возлюбих вы, глаголет Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны? Малахия пророчествует по возвращении Иудеев из плена, и возвещает, что Бог возлюбил сынов Иаковлевых и возненавидел сынов Исавовых.
Бремя слова Господня к Израилю в устах (in manu) Малахии
Что значит бремя, или тяжесть, выражаемое по-еврейски словом massa (טשא), а у Акилы – ἄρμα, или что значит λῆμμα, т. е. принятие, как перевели Семьдесят и прочие толкователи, об этом мы сказали в толковании на других пророков. Ибо и Наум пишет: Бремя Ниневии: книга видения Наума Елкесеянина (Наум. I, 1), и Аввакум: Бремя, которое видел пророк Аввакум, (Аввак. I, 1), и Захария: Бремя слова Господня на землю Адрах и в Дамаск, [месте] успокоения его (Захар. IX, 1) и снова (XII, 1): Бремя слова Божия на Израиля. Будем таким образом довольствоваться толкованием, изложенным там; а в настоящем случае скажем только, что бремя слова Господня к Израилю, или, – как перевели LXX: на Израиля, есть нечто очень важное, ибо называется тяжестию, но заключает и нечто утешительное, ибо направлено к Израилю, а не против Израиля, потому что одно значит для нас писать кому-нибудь или о ком-нибудь, и другое значит писать против кого-нибудь; первое имеет значение дружбы, второе показывает полное обнаружение вражды. Кроме того необходимо знать, что после отведения в плен Израиля, т. е. десяти колен, прежним именем безразлично называются и два остальные колена: Иуды и Вениамина. А в словах: в руке Ангела его, или Малахии слово рука понимайте в значении дел. Точно также слово Божие было и в руке Аггея, и в руке Иеремии, и в руке Моисея; слово Божие не бывает в руках тех, которые имеют в руках своих неправду, или правая рука которых наполнена взятками, или руки которых полны крови, но бывает в руках тех, которые между неповинными [или: в невинности] умывают руки свои (Псал. XXV, 6). Водою такого рода и Пилат был вынужден вымыть руки свои, чтобы не согласиться с богохульством иудеев (Мф. XXVII, 24); об этих водах с веселием восклицает Псалмопевец: На водах успокоения Он воспитал меня (Псал. ХХII, 2); обетование об этой воде Господь дает чрез пророка: Окроплю вас водою чистейшею (Иезек. XXXVI, 23). А тот, кто грешен, опьяняется чашею Вавилонскою и относительно его говорится; Шипы растут в руке опьяненного (Притч. XXVI, 9).
LXX: Положите на сердца свои. Этих слов нет в Еврейском тексте; и я думаю, что они прибавлены из книги пророка Аггея: И ныне положите на сердца свои, от дня сего и далее (Aгг. II, 16 [устремите сердца свои]). Итак после названия пророка, или вступления, особенным образом (dupliciter) нужно принять слова: Положите на сердца свои, т е. в смысле: заметьте, подумайте о том, что сказано выше в словах: Принятие слова Господня на Израиля в руке Ангела его. Другими словами, – тщательно сообразите то, что должно быть сказано после этого, чтобы воспринять это не только телесными ушами, но силами души и сердца, и устройте себе сокровищницы, в которых вы могли бы собирать себе богатства слов Божиих; и пусть мудрость действует доверчиво, когда вы будете распространены в широту и, наполнив сердца свои словами Божиими, изгоните нечестивые помыслы, исходящие от сердца, – именно человекоубийства, блудодеяния, прелюбодеяния, кражи (Мф XV, 19) и проч., и когда вы исполните то, что сказано Спасителем: Кто имеет уши слышать, пусть слышит (Лук. VIII, 8).
Толкование на книгу пророка Малахия.
Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию
Пророческое слово. Стоящее здесь еврейское слово massa обозначает бремя, тяжесть (ср., напр., Ис XIII:1). До времен пророка Иеремии такое название пророческой речи прилагалось только к речам, обращенным на иноземные народы, а после Иеремии стало прилагаться и к тем речам, какие обращены к иудеям. Этим названием обозначается грозный характер следующего далее пророчества. В самом деле, Малахия строго обличает грешных евреев и предсказывает им наказание от Бога (гл. II ст. 3; гл. III:5). — К Израилю. Пророчество Малахии направлено к возвратившимся из плена подданным иудейского царства, но он называет их именем «Израиля», потому что так называли себя послепленные иудеи как единственные представители всего израильского народа (подданные израильского царства не вернулись в Палестину). — Через Малахию, т. е. при посредстве Малахии.
Ст. 1-5 Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию. Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чем явил Ты любовь к нам?» - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни. Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. И увидят это глаза ваши, и вы скажете: возвеличился Господь над пределами Израиля
Речь первая: жалоба на непочтение к Иегове
Особое расположение Иеговы к Израилю
Пророк хочет прежде всего пробудить в израильтянах сознание того, как много они обязаны милости к ним Божией. Для этого он указывает на то, что Бог возлюбил еще родоначальника израильского народа, Иакова, предпочтительно пред братом его, Исавом, и продолжает теперь также относиться с особенною любовью к потомкам Иакова, не давая подняться потомкам Исава.