Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
old:os:12:03 [2018/03/22 21:58] serafim [Свт. Кирилл Александрийский] |
old:os:12:03 [2018/04/18 12:00] ermashel [Блж. Иероним Стридонский] |
||
---|---|---|---|
Строка 13: | Строка 13: | ||
**Плакашася и молишася ми: в дому Моем обретоша мя, и ту глаголася к нему. Господь же Бог Вседержитель будет память его** | **Плакашася и молишася ми: в дому Моем обретоша мя, и ту глаголася к нему. Господь же Бог Вседержитель будет память его** | ||
- | Упоминает и другие события, показывая нам, что Иаков во всем был славен и знаменит. Так, в Бытии написано, что сыновья Иакова Левий и Симеон жестоко и бесчеловечно умертвили Сихемлян, пылая гневом из-за Дины, сестры своей, которую лишил девства Еммор, сын Сихема. Блаженный Иаков был поэтому в большом страхе и, ожидая немедленной гибели вместе с детьми и со всем домом, упрекал сделавших это и говорил так: «//ненавистна мя сотвористе, яко злу мне быти... живущым на земли, в Хананеах и Ферезеах: аз же мал есмь числом: и собравшеся на мя, изсекут мя, и истреблен буду аз, и дом мой//» [[old:gen:34:30|(Быт. 34:30)]]. Но юноши нимало не теряли смелости, ибо отвечали, говоря: «//аки блудницу ли возъимеют сестру нашу//?» [[old:gen:34:31|(Быт. 34:31)]] Но так как праведник был, как я сказал, в великом страхе, то он и прибегнул к Богу спасающему. После этого любящий праведников Бог обещал освободить его от опасений, и в непродолжительном времени, говоря: «//востав взыди на место Вефиль: и живи тамо, и сотвори тамо жертвенник Богу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего//» [[old:gen:35:01|(Быт. 35:1)]]. Затем блаженный Иаков, собираясь идти в Вефиль и вступить в дом Божий (Вефиль толкуется: «в дом Божий»), воззвал ко всему «//дому своему и всем иже с ним: поверзите боги чуждыя... от среды вас, и очиститеся, и измените ризы своя: и воставше взыдем в Вефиль, и сотворим тамо жертвенник Богу послушавшему мене в день скорбения, иже бе со мною, и спасе мя на пути, в оньже ходих. И вдаша Иакову боги чуждыя, иже бяху в руках их, и усерязи яже во ушесех их: и скры я Иаков под теревинфом иже в Сикимех: и погуби я до днешняго дне//» [[old:gen:35:02|(Быт. 35:2]][[old:gen:35:04|-4)]]. После этого божественный Иаков был благонадежен, потому что совершенно избавился от подозрения Сихемлян, так как Бог собственною силою утишил воздвигающих на него брань. Так, Священное Писание говорит далее: «//и бысть страх Божий на градех, иже окрест их: и не гнаша в след сынов Израилевых//» [[old:gen:35:05|(Быт. 35:5)]]. Когда же был воздвигнут жертвенник в Лузе (это и есть Вефиль), «//явися//, – говорит, – //Бог Иакову,... и благослови его,... и рече: аз Бог твой: расти, и множися: языцы и собрания языков будут от тебе, и царие от чресл твоих изыдут. И землю, юже дах Аврааму и Исааку, тебе дах ю..., и семени твоему по тебе дам землю сию//» [[old:gen:35:09|(Быт. 35:9]][[old:gen:35:12|-12)]]. Вот о каких событиях в настоящем случае напоминает нам пророческое изречение. Итак: от ложесн (рождения своего) Иаков был запинателем, вы же всегда сами запинаетесь, и отнюдь не запинаете греха. Он был весьма трудолюбив и в подвигах славен и чист пред Богом, а вы, услаждаясь отступлениями, не чтите Подателя вам всякого душевного блага. Отцы ваши, говорит, «плакашася, и молишася ми», – плакали и молились Мне, когда находились в опасности пострадать от чьего-либо навета, потому что от одного Меня ждали спасения: а вы укрепляете города и полагаете, что, может быть, даже если Я этого не желаю, вы спасетесь и одолеете противников. Те «**в дому обретоша ми**», потому что, как я сказал, Иаков восходил в Вефиль, и явился ему Бог, «и ту глаголася к нему» обетование благословения, как мы сейчас показали: вы же не ищете Бога в доме Его, но бежите, и очень охотно, в капища Ваала и испрашиваете не Божиих слов, а демонских прорицаний. Божественный Иаков, восходя в Вефиль, то есть в дом Божий, уничтожил идолов, а вы, напротив, в доме Божием поставили изваянного бога, потому что в Вефиле поставили золотую телицу. Вефиль же, как я говорил, толкуется: «дом Божий». Поэтому-то Бог говорит устами Иеремии о синагоге иудейской: «//почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзость//?» то есть идола [[old:ier:11:15|(Иер. 11:15)]] Божественный Иаков повелел восходящим в дом Божий очиститься и даже переменить одежды, а вы являетесь скверными и нечистыми и ходите в дом Божий с немытыми ногами: неужели, говорит, не краснеете? – А вследствие того, что Иаков был таков, поэтому и «**Господь Вседержитель будет память его**», значит, – сохраняется в памяти Божией и имеет неувядаемую славу, потому что Бог прославляет любящих Его. | + | Упоминает и другие события, показывая нам, что Иаков во всем был славен и знаменит. Так, в Бытии написано, что сыновья Иакова Левий и Симеон жестоко и бесчеловечно умертвили Сихемлян, пылая гневом из-за Дины, сестры своей, которую лишил девства Еммор, сын Сихема. Блаженный Иаков был поэтому в большом страхе и, ожидая немедленной гибели вместе с детьми и со всем домом, упрекал сделавших это и говорил так: «//ненавистна мя сотвористе, яко злу мне быти... живущым на земли, в Хананеах и Ферезеах: аз же мал есмь числом: и собравшеся на мя, изсекут мя, и истреблен буду аз, и дом мой//» [[old:gen:34:30|(Быт. 34:30)]]. Но юноши нимало не теряли смелости, ибо отвечали, говоря: «//аки блудницу ли возъимеют сестру нашу//?» [[old:gen:34:31|(Быт. 34:31)]] Но так как праведник был, как я сказал, в великом страхе, то он и прибегнул к Богу спасающему. После этого любящий праведников Бог обещал освободить его от опасений, и в непродолжительном времени, говоря: «//востав взыди на место Вефиль: и живи тамо, и сотвори тамо жертвенник Богу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего//» [[old:gen:35:01|(Быт. 35:1)]]. Затем блаженный Иаков, собираясь идти в Вефиль и вступить в дом Божий (Вефиль толкуется: «в дом Божий»), воззвал ко всему «//дому своему и всем иже с ним: поверзите боги чуждыя... от среды вас, и очиститеся, и измените ризы своя: и воставше взыдем в Вефиль, и сотворим тамо жертвенник Богу послушавшему мене в день скорбения, иже бе со мною, и спасе мя на пути, в оньже ходих. И вдаша Иакову боги чуждыя, иже бяху в руках их, и усерязи яже во ушесех их: и скры я Иаков под теревинфом иже в Сикимех: и погуби я до днешняго дне//» [[old:gen:35:02|(Быт. 35:2]][[old:gen:35:04|-4)]]. После этого божественный Иаков был благонадежен, потому что совершенно избавился от подозрения Сихемлян, так как Бог собственною силою утишил воздвигающих на него брань. Так, Священное Писание говорит далее: «//и бысть страх Божий на градех, иже окрест их: и не гнаша в след сынов Израилевых//» [[old:gen:35:05|(Быт. 35:5)]]. Когда же был воздвигнут жертвенник в Лузе (это и есть Вефиль), «//явися//, – говорит, – //Бог Иакову,... и благослови его,... и рече: аз Бог твой: расти, и множися: языцы и собрания языков будут от тебе, и царие от чресл твоих изыдут. И землю, юже дах Аврааму и Исааку, тебе дах ю..., и семени твоему по тебе дам землю сию//» [[old:gen:35:09|(Быт. 35:9]][[old:gen:35:12|-12)]]. Вот о каких событиях в настоящем случае напоминает нам пророческое изречение. Итак: от ложесн (рождения своего) Иаков был запинателем, вы же всегда сами запинаетесь, и отнюдь не запинаете греха. Он был весьма трудолюбив и в подвигах славен и чист пред Богом, а вы, услаждаясь отступлениями, не чтите Подателя вам всякого душевного блага. Отцы ваши, говорит, «**плакашася, и молишася ми**», – плакали и молились Мне, когда находились в опасности пострадать от чьего-либо навета, потому что от одного Меня ждали спасения: а вы укрепляете города и полагаете, что, может быть, даже если Я этого не желаю, вы спасетесь и одолеете противников. Те «**в дому обретоша ми**», потому что, как я сказал, Иаков восходил в Вефиль, и явился ему Бог, «**и ту глаголася к нему**» обетование благословения, как мы сейчас показали: вы же не ищете Бога в доме Его, но бежите, и очень охотно, в капища Ваала и испрашиваете не Божиих слов, а демонских прорицаний. Божественный Иаков, восходя в Вефиль, то есть в дом Божий, уничтожил идолов, а вы, напротив, в доме Божием поставили изваянного бога, потому что в Вефиле поставили золотую телицу. Вефиль же, как я говорил, толкуется: «дом Божий». Поэтому-то Бог говорит устами Иеремии о синагоге иудейской: «//почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзость//?» то есть идола [[old:ier:11:15|(Иер. 11:15)]] Божественный Иаков повелел восходящим в дом Божий очиститься и даже переменить одежды, а вы являетесь скверными и нечистыми и ходите в дом Божий с немытыми ногами: неужели, говорит, не краснеете? – А вследствие того, что Иаков был таков, поэтому и «**Господь Вседержитель будет память его**», значит, – сохраняется в памяти Божией и имеет неувядаемую славу, потому что Бог прославляет любящих Его. |
Итак (скажу опять нечто потребное для назидания) заслуги отцов осуждают нас, если мы не будем единомысленны с ними и не украсимся одинаковыми поступками и подвигами. Осуждены же будете не за то только, что погубили собственную душу, но и за то, что как бы посягнули на славу отцов и посрамили благородство предков. | Итак (скажу опять нечто потребное для назидания) заслуги отцов осуждают нас, если мы не будем единомысленны с ними и не украсимся одинаковыми поступками и подвигами. Осуждены же будете не за то только, что погубили собственную душу, но и за то, что как бы посягнули на славу отцов и посрамили благородство предков. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
//**Толкование на пророка Осию.**// | //**Толкование на пророка Осию.**// | ||
- | ===== Преподобный Ефрем Сирин ===== | + | ===== Прп. Ефрем Сирин ===== |
**Во утробе запя брата своего.** Иаков по совету матери своей **запя брата** и восхитил у него благословление первородства. | **Во утробе запя брата своего.** Иаков по совету матери своей **запя брата** и восхитил у него благословление первородства. | ||
+ | |||
+ | ===== Блж. Иероним Стридонский ===== | ||
+ | |||
+ | **Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом** | ||
+ | |||
+ | См. Толкование на [[old:os:12:02#blzh_ieronim_stridonskij|Ос. 12:2]] | ||
=====Лопухин А.П.===== | =====Лопухин А.П.===== | ||
- | Ст. 3-4 **Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами.** | + | Ст. 3-4 **Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами** |
//Воспоминание о праотце Иакове// | //Воспоминание о праотце Иакове// |