VI. Паримия из книги Премудрости Соломоновой.
В составе этой паремии, содержащей похвалу премудрости, входят стихи из глав 6, 8 и 9, с присовокуплением в начале стихов из разных глав книги Притчей. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих.
Яко достойных ея сама обходит ищущи и во стезях ея является им благоприятне (благосклонно является им не путях)
Мудрость олицетворяется здесь под образом такого учителя, который не только дома у себя каждую минуту готов принять к себе ученика, но и вне дома, на дороге ищет людей, способных к принятию его наставлений и благосклонно идет им на встречу. Подобное говорится о премудрости в книге Притчей (I:20). Мысль стиха такая: желающий научиться любомудрию повсюду, не только чрез людей, но и чрез рассмотрение дел Божиих в мире, может познать Бога.
Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.
ибо она сама обходит и ищет достойных ее, и благосклонно является им на путях, и при всякой мысли встречается с ними.
Писатель возвращает к мысли 13 и 14 стихов; «обходит и ищет» — олицетворение премудрости, как и в книге Притчей 8:2–3 .
«Является им на путях, и при всякой мысли встречается». Здесь мы имеем глубокое противопоставление у писателя: слово «пути» означает дела, поступки человека, «мысль» — вообще внутреннее расположение, настроение.