О наследствующем, псалом Давиду
Содержание: Наследствующий есть боголюбивая душа, или Церковь. Что же она наследует? — Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Молится же она, — и, чтобы ей быть услышанною, представляет свою правоту, и обличает лукавство противников.
Толкование на псалмы.
О наследствующем
В надписании псалма сказано: о наследствующем. Кто же это наследствующий? Церковь и все члены ее; о ней говорит Павел: «обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2); и Иоанн: «имеющий невесту есть жених» (Ин.3:29).
Вот та, которой уготовано наследство. Что же говорит о ней пророк? Многое. Он есть защитник ее, и предсказал и предвозвестил ей многое из того, что предстоит ей, например, касательно жениха, брака и благ, ожидающих ее. Так и здесь он говорит о ней, и в самом начале, подобно ораторам, говорящим в судах, замечает, о ком он произносит справедливую речь, именно: о наследствующей.
Беседы на псалмы. На псалом 5.
«В конец» [по Слав. переводу в надписании сего псалма недостает сего выражения: «в конец»] «о наследствующем» [в греч. переводе седмидесяти читается: «ὑπὲρ της κληρονομούσης - «о наследствующей»] «псалом Давиду». Так перевели сие надписание и прочие. Посему явно, что наследствующею Слово Божие называет вообще Церковь Божию, а в частности душу, живущую благочестно. Ибо, как слышим, и Господь говорит в Священном Евангелии: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34). И божественный Павел говорит тоже: «Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу»: если «с Ним страждем, да и с Ним прославимся» (Рим.8:16-17); и еще: «темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом» (Гал.4:7). Но в Божественном Писании можно найти и иныя многия подобныя места, руководствуясь которыми в состоянии будем уразуметь смысл сего псалма.
В конец, о наследствующей
О том, что значит надписание в конец, отчасти говорено было выше (см. Псал. 4). Некоторые толкователи думают, что в настоящем случае надпись эта указывает на то время, когда Иисус Христос благоволил соделаться человеком; ибо тогда получила конец, или прешла тень древнего закона. Это свое мнение они утверждают на том, что пророк пишет настоящий псалом от лица будущей Церкви верующих во Христа, хотя он нисколько не меньше того приличествует и обстоятельствам жизни самого пророка. Наследствующею же назвал он здесь Церковь, как усыновленную Богу чрез возрождение (паки—бытие) крещения. А наследие ее такое, что его и око не виде (1Кор. 2,9), и проч. Апостол Павел говорит о ней, также как о невесте Христовой: обручив деву чисту представити Христови (2Кор. 11, 2). Также и евангелист Иоанн: имеяй невесту, жених есть (Иоан.3,29). Затем и сам пророк Давид в одном месте говорит о ней так: предста царица одесную тебе (Псал. 44,10). Наконец что касается того, почему пророк назвал Церковь наследствующею, а ненаследовавшею или имеющею наследовать; то это потому, что такое наследие ее есть вечное и никогда непрестающее.
О наследствующем, псалом Давиду.
Надписание в славянской Библии («о наследствующем») указывает на содержание псалма: в нем говорится об участи, уделе, наследии праведников и нечестивых. С евр. языка - «начальнику хора; на духовых инструментах» - надписание говорит о способе музыкального исполнения псалма.
Псалом написан во время подготовлявшегося восстания Авессалома до бегства Давида из Иерусалима. Это видно из описания Давидом тех волнений, которые тогда происходили среди евреев: его враги собирались совершить «беззаконие» (6 ст.), возбуждали против Давида народ распространением «лжи» и «льстивыми» обещаниями (ст. 10), причем готовился переворот насильственный, с пролитием крови (ст. 7). Давид же ходил в храм и молился пред Господом (ст. 8), как о наказании беззаконников, так и об «исправлении своего пути» пред Господом (ст. 9). Все содержание, таким образом, указывает на начало восстания Авессалома, когда Давид не был удален от храма, видел связь между начинавшимися волнениями и своим преступлением, видел и те средства, какие употреблялись Авессаломом для подготовки восстания.