Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом
Врагу оскудеша оружия в конец. Оружиями диавола называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость. Грады суть сопротивные силы, которые подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властью своею уловленных их прелестью. Да и о каких говорить ему городах, кроме тех, о которых сказано в другом месте: положил еси в персть грады твердыя, еже пасти основаниям их (Ис. 25, 2)? Явно, что это, по изъясненному выше, суть сопротивные силы. Погибе память их с шумом, — погибель их стала гласною. Разумеет — или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели.
Толкование на псалмы.
Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом
Другой переводчик (Симмах) говорит: развалины (eípia). В еврейском: пустыни (арвоф). И города разрушил. Что это значит? Уничтожив, говорит, козни и замыслы нечестивого, ты лишил его собственного его оружия. Таков гнев Божий: он все истребляет и уничтожает. Или, как научает, нас другой толкователь, сказавший – пустыни: ты не только разрушил города их, но и пустыни истребил, и города уничтожил. Так вел войну праведник, так он побеждал врагов своих, употребляя не оружие и копья, но имея помощь от Бога. Потому и война его блистательна и славна, и победа торжественна. «Погибла память о нем с шумом». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): с ними. В еврейском: с ним (эм). Что значит: «с шумом»? Означает или совершенное истребление, или общеизвестность бедствий. И это – дело промышления Божия, что Он совершает суд не тайно, дабы наказаниями одних исправлялись другие. Таким образом, он выражает явность погибели.
Беседы на псалмы. На псалом 9.
Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом
См. Толкование на 1Ин. 5:4
Ст. 7-9 Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой: и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте
«Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси». Враг лишился собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия. Которые самих себя предавали ему в орудия, те, перешедши ныне на противную сторону, ведут брань против него. И города, по сокрушении водворявшагося в них древле нечестия, прияли на себя труд назидать благочестие. Ибо невозможно было утвердить благочестие, не сокрушив прежде нечестия. Сие сказал и божественный Апостол: «явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце» и т.д. (Тит.2:11). Так каждый не прежде воскресает со Христом, как прияв общение в смерти Его. Почему и говорит божественный Павел: «аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем» (Рим.6:5); и еще: «аще же умрохом, и живи будем». Так Бог, сокрушив нечестие врагов, наздал благочестие.
«Погибе память его с шумом». «И Господь во век пребывает». Враг ввержен в видимую для всех и весьма явную погибель. Сие и означает выражение: «с шумом», взятое от домов, падающих во время землетрясения и производящих великий треск. Бог же и Владыка наш, говорить Пророк, имеет вечную державу и негиблющее царство.
«Уготова на суд престол Свой». «И Той судити имать вселенней в правде, судити имать людем в правоте». Ибо не только в настоящей жизни являет Свою силу, но и в будущей откроет страшное свое судилище, судя на нем всех людей, и воздавая каждому, чего достоин.
Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом
Врагу оскудеша оружия в конец (вражьих мечей не стало совсем), и грады разрушил еси
Под оружиями или мечами врага должно разуметь здесь те нечистые страсти, пораженная которыми душа наша становится затем мертвою для добрых дел и кажется как бы погребенною в своем теле, как в могиле. Но когда уничтожено было нечестие язычников и вместо него насаждено и утверждено благочестие, то вместе с тем, как бы пали и самые города их. Или тоже: под городами можно разуметь людей, в которых демоны имеют свое жилище. Не будет также неуместным и то, если под городами мы станем понимать нечестивые храмы идольские.
Погибе память его (их) с шумом
Ибо никто уже не знал, как приносить ему (диаволу) жертву, или вообще как призывать его в молитве. Выражение с шумом значит одно и тоже как и криком, ибо исчезли совершенно взывания демонские среди людей. Или также: с шумом, то есть погиб враг вместе с своею гордостью, или же и с криком жертвенных песней. Речь здесь относится собственно к сатане, он именно называется здесь и нечестивым и врагом, при чем имеется в виду конечно поразить собственно начальника враждебных сил, как бывшего виновным в возмущении и этих самых сил. Но направляясь против него, она поражает вместе и эти последние.
Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом.
Пророк повествует, каким образом стало быть испровержено нечестие идолослужения: понеже де врагу диаволу оскудели оружия, коими он доселе действовал, и грады, в которых жительствовал, погибли совершенно: понеже Господь силою Своею разорил их, а оружие диавольское притупил, дабы не мог он ни иных вредить, ни себя защищать. Под именем оружий врага диавола должно разуметь различныя коварства его, ухищрения и козни, которыми он действует аки оружием, или аки стрелами разжженными, как святый Апостол Павел нарицает их (Еф. 6:16). Ныне сия оружия врагу оскудеша, понеже людем, вооруженным верою во Иисуса Христа, вредить не могут. В котором разуме привел сие пророческое место святый Антоний в житии преподобнаго Афанасия, желая доказать, что искушения диавольская весьма удобно прогоняются знамением креста Христова. Под именем же градов диавольских должно разуметь людей неверных, в которых диавол свободно царствует. Разрушил Христос грады сии, когда истребил в них идолов: и сие-то назнаменуя, во Евангелии глаголет: егда крепкий вооружився хранит свой двор, во смирении суть имения его: егда же креплий его нашед победит его, все оружие его возмет (Лк. 11:21–22). Когда диавол хранил свой двор, тогда во смирении (в мире) было все имение его. То есть: когда обладал неверными, тогда как бы имением некиим ему принадлежащим пользовался (донележе бо человек пребывает в неверии, дотоле во власти диавола обретается); но разорену бывшу двору, сиречь царству диавольскому чрез Христа, и возсиявшу свету истиннаго Богопознания, неверие исчезло, и диавол вся своя погубил. Ибо не токмо сатанинское царство его стало быть разрушено, но и самая память онаго погибла, – и не просто погибла, но с шумом, каковый бывает, когда великий камень с высокия стремнины обрушится в безмерную глубину вод. Сие же являет, что Бог не тайно то сотворил, но объявил пред всем светом его погибель. Хотя бо весь мир, и самые величайшие цари много наделали шуму, защищая идолов, в которых жил диавол: однако ничего не успели, но чем больше неистовствовали и ярилися, тем больше идолослужение упадало и память его заглаждалася, донележе совершенно исчезла и погибла.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом
Продолжая речь свою к Мессии – Христу, пророк говорит: «У врага совсем не стало оружия, и города его Ты разрушил, так что погибла и память о них». В этих словах он как бы поясняет, каким образом совершилось поражение дьявола и разрушение идольского нечестия. Оружия, которым доселе действовал враг, у него не стало; и города, в которых он царствовал и в которых жительствовали его споспешники, злые духи, принимавшие служение и поклонение себе от людей, в лице идолов, погибли, совершенно разрушены. Под именем оружий врага-дьявола должно разуметь различные коварства его, ухищрения и козни, которыми он действует, как оружием, или как разжженными стрелами, по выражению св. апостола Павла (Еф. 6:16). Ныне все эти оружия врага оскудели, т.к. не могут уже вредить людям, вооруженным верою в Иисуса Христа. Под именем градов дьявольских должно разуметь людей неверных и нечестивых, в которых дьявол свободно царствует. Христос разрушил эти грады, когда истребил в них идолов; и эту самую истину, желая выяснить в Своей беседе к неверовавшим в Него иудеям, Господь Иисус Христос говорит в Евангелии Своем: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк. 11:21–22). Когда дьявол хранил свой двор, т.е. когда обладал неверными, тогда пользовался ими, как бы принадлежащим ему имением. Когда же пришел Христос Спаситель и воссиял на земле свет истинного Богопознания, тогда неверие исчезло, царство дьявола, или, что то же, грады его, были разрушены. И не только сатанинское царство разрушено, но и самая память его погибла, погибе с шумом. Это значит, что не тайно или сокровенно, но в виду всего света совершилась эта погибель. Потому что хотя и весь мир, хотя и самые могущественные цари отстаивали идолопоклонство и защищали идолов, в которых жил дьявол, однако все они не имели успеха, и чем больше неистовствовали, воздвигая гонения против Христа и веры христианской, тем скорее упадало идолослужение и заглаждалась память о нем до тех пор, пока совершенно исчезла и погибла.
Объяснение священной книги псалмов.