Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть; кто нам Господь есть
Как будто бы вообразили они, что имеют власть говорить против Спасителя все, что хотят. А это: кто нам Господь есть? подобно сказанному: сего же не вемы, откуду есть (Ин. 9,29).
Толкование на псалмы.
рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть
См. Толкование на Пс. 11:4
Рекшия: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь
Не терпят того, говорит Пророк, чтобы слова соглашать с сущностию дела, не хотят обращать внимание на божественные законы. Но имея необузданныя уста, небоязненно говорят, что хотят, пренебрегая Божие долготерпение, и не думая, что подчинены Божию владычеству. Таков был Фараон. Потому и сказал: «не вем Господа» (Исх.5:2). Таков был и Рапсак, осмелившийся сказать: да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей (4Цар.19:35). Таков Навуходоносор, устрашавший мужественных юношей и без трепета сказавший: «кто есть Бог, иже измет вы, из руки моея» (Дан.3:15)? И как сии понесли наказание за свои дерзости; так и те, о которых говорит пророческое слово, потерпят достойныя наказания. И Пророк, возвещая сие, присовокупил.
рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть
Рекшыя: язык наш возвеличим.
Бог, говорит, истребит говорящих это в себе, т.е. помышляющих так: настроим язык наш к речам великим и гордым.
Устны наша при нас суть, кто нам, Господь есть?
И это зависит от сказавших, т.е. Бог истребит и тех, которые говорят: мы властны в своих устах и языке. Итак, кого нам бояться, чтоб не говорить сии гордые слова? Или кто может воспрепятствовать сим велеричивым словам нашим.
Златоуст при изъяснении сего говорит: уста наши при нас: слова неистовых и безумных! Посему-то Павел, внушая им противное, говорит: вы не свои, ибо вы куплены ценою; и советует даже жить не себе. Не твои уста, но Господа, ибо Он сотворил их… Как ты можешь говорить: уста наши при нас, когда ты порабощаешь их греху, любодейству, нечистоте? Кто над нами Господь? О диавольское слово! Ты видишь, что вся тварь проповедует силу, премудрость, попечение и промысл Владыки твоего; и ты говоришь: кто Господь над нами? и Феодорит: имея уста незаключенными, они с презрением к долготерпению Божию, и с мнением что они даже не находятся под владычеством Божиим, говорят свободно, что хотят. Таков был Фараон говоривший: не знаю Господа, таков был Рапсак, дерзнувши сказать: пусть не обманывает тебя Бог твой, на которого ты надеешься, что Он освободит Иерусалим от руки моей; таков был Навуходоносор, который, устрашая мужественных оных юношей, не убоялся сказать: кто Бог, который бы мог избавить вас от рук моих?
рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть?
Сими словами пророчествует, что все льстящие языком и мнящиеся приобретать некую корысть от лести, каковы суть клеветники и наушники, вечно погибнут. С устнами льстивыми соединил язык велеречивый, дабы показать, что люди льстивые не только вредят ближнему языком, но тем еще и гордятся, превознося искусство свое похвалами, и за нечто великое почитая уста злоречивыя, и тем как бы презирая Бога, давшаго уста человеку на прославление имени Его. Устны наша при нас суть, кто нам Господь есть? Аки бы рекли: не хощем никого признавать за высшаго, – кто может господствовати над нами? Языком нашим всех превозможем. Таковы были придворные льстецы во времена Давидовы при Сауле; таков был Фараон, таков был Рапсак, таков был Навуходоносор (Исх. 5:2; 4Цар. 18:28–32; Дан. 3:14–15).
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть
См. Толкование на Пс. 11:4
рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть
Давид верит, что Господь не даст восторжествовать этим людям, что Он спасет тех, кого они хотят погубить
Господь накажет тех, кто говорит: «языком нашим пересилим, … кто нам господин?» Враждебное отношение Саула к Давиду поддерживалось клеветами на последнего со стороны придворных льстецов, для которых личность Давида, создавшего себе популярность среди простого народа, была опасной по возможному для него возвышению над ними, поэтому они лгали на Давида пред Саулом, возводили на него всякие обвинения, уверенные в своей безнаказанности - кто мог обличить их? («Кто нам господин»).
рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть
См. Толкование на Пс. 11:4