Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия
По высоте Твоей умножил еси сыны человеческия. Высотою называет силу, а умножением долговечность; посему сказанное имеет такой смысл: силою Твоею даровал Ты нам долговечность и вечную жизнь; потому что, по спасительном воскресении, жизнь наша простираться будет в бесконечные веки. Или под высотою разумеет, что соделал нас подобными Себе, сколько это уподобление возможно человеку. Или еще: сподобил нас великого Своего попечения.
Толкование на псалмы.
Окрест нечестивии ходят: по высоте твоей умножил еси сыны человеческия
См. Толкование на Пс. 11:8
Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия
Что ты дивишься, богоотец, множеству людей? Подивись множеству Ангелов: их в девяносто девять раз больше, чем сколько пережило и переживет еще людей от начала мира до конца его. И то правда, что людей очень много на земле даже в одно известное время: где нет их? Везде, на всем земном шаре; их бывает до миллиона и даже больше в одном городе. (Поистине, по высоте неба от земли умножил Ты, Господи, людей: сколь высоко небо, столь много людей. По высоте же небесной от земли Ты, Господи, утвердил и милость Твою на боящихся Тебя.)
Дневник. Том I. 1856.
Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия
Посему живущие злочестиво, оставив божественный путь, блуждают туда и сюда, покушаясь окружить, и как бы в осаде держать, благонравных. Но Ты, являясь с высоты естества, удостоиваешь Твоей попечительности боримых ими, и ныне ободряя в скорбях, и обещая вскоре даровать им совершенное спасение.
Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия
Окрест нечестивы ходят
Со всех сторон, говорит, окружают нечестивые, стараясь стеснить и победить веру во Христа. Так поступают язычники и цари-гонители; а еретики также ходят вокруг, потому что не понимают божественного Писания в прямом смысле, но в извращенном ложными умствованиями и толкованиями.
Некоторые учители прекрасно изъясняют это место так: всякая добродетель находится в средине, как средоточие находится в средине круга. По обе стороны добродетели находятся два зла—излишек и недостаток. Например, благоразумие находится в средине; но с одной стороны его находится хитрость, а с другой неразумие, как бы в окружности его. Итак благочестивые и праведные ходят и обретаются в одной середине, а нечестивые грешники, не находя средины, ходят кругом в окружности, т.е. в излишествах и недостатках добродетели, иначе ходят в зле. Св. Григорий Нисский говорит также: если бы мы все взирали на смерть (т.е. имели памятование смерти), то мы не кружились бы вместе с нечестивыми, оставя краткий путь жизни и произвольно блуждая в временном заблуждении жизни во владычествах, гордынях и богатствах, чрез которые при многих путях жизни потерявшись, уже не находим выхода из бесконечного пути сей жизни.
По высоте твоей умножил ecu (умножил попечения о сынах человеческих) сыны человеческия
Ты, говорит, Господи, вознесшись на крест, показал великое попечение о роде человеческом, за который пострадал. Греческое πολιγωρια. означает великое попечение, так как, напротив, ολιγωρια значит слабое попечение. Или можно понимать и так: что Ты, Господи, вознесшись на небеса в день вознесения, облагодетельствовал людей ниспосланием Святаго Духа, просветившего и руководствовавшего людей проповедию евангельскою.
Златоуст изъясняет это так: сообразно с высотою Твоею, Ты уподобил их Себе, сколько то было возможно человеку. Ибо говорит: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Теперь что Он на небе, то мы на земле. Феодорит также: живущие в нечестии, оставив правый путь, блуждают там и там, покушаясь окружать и как бы осадить (самых) кротких людей. Но Ты, являясь с высоты Своего естества, удостоиваешь Твоего попечения терпящий от них брань: и в настоящее время утешаешь их в скорбях, а спустя немного Ты даруешь им совершенное спасение.
Этот псалом со стороны исторической может быть приложен и к Давиду. Ибо во время бегства Давида от Саула некоторые, лицемерно показывая содружество с Давидом, старались предать его гонителю Саулу. Посему Давид изобличает в сем псалме неверность, лицемерие и хитрость лицемерных друзей своих, призывая помощника и спасителя своего—Бога, так как и те, которые почитались друзьями его, соединились со врагами его; почему он пророчествует о погибели их. При том предсказывает, что велеречие и гордость Саула и сообщников его погибнет. Этот псалом имеет также надпись «о восьмом», по содержанию в нем сих слов: ныне восстану говорит Господь, и прочих, которые относятся к воскресении Господню. Ибо если эти слова относить только к Давиду, т.е. что, услышав его, Бог обещает встать, или двинуться на защиту его во время брани и ухищрения Саула, и дать спасение нищим и бедным, притом показать всему миру, что Он силен и праведен, как подающий такое спасение; если, говорю, сии слова отнести только к Давиду, то мы должны противоречить надписи о восьмом, по всему соответствующей воскресному дню. Притом должно знать, что в настоящем псалме спасительное (дело) поставлено в среднем роде вместо спасение.
Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия
Окрест нечестивии ходят
Иоанн называет Вавилон как бы большим брошенным жерновом, потому что ход времени всех любителей этого мира перемалывает, как жернов, и швыряет в круговорот. О них написано: По кругу ходят нечестивые.
Изложение Откровения.
Окрест нечестивии ходят: по высоте твоей умножил еси сыны человеческия.
Сие место в Еврейском тексте читается так: «окрест нечестивии ходят, егда возносятся суетнии сынове человечестии». Следуя переводу седмидесяти толковников, должно полагать причину, чего ради просит сохранитися от нечестивых губителей оных или от рода онаго людей растленных: понеже де повсюду свободно ходят, и примером своим аки некоею язвою неосторожных заражают: тлят бо обычаи благи беседы злы (1Кор. 15:33), и предохраниться от них весьма трудно. К сему присовокупляет, что число людей непорочных и праводушных зело оскудело и умалилося, как выше показал; беззаконных же, по неизследимых судьбам Божиим, повсюду есть безчисленное множество. Следуя же тексту Еврейскому, в том же смысле рещи можно: нечестивые умножатся, и повсюду дерзновенно ходить будут, егда нас убо уничижиши, суетных же сынов человеческих вознесеши и прославиши.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Окрест нечестивии ходят: по высоте твоей умножил еси сыны человеческия
Под высотою можно разуметь глубокую премудрость Божию, по которой Он некоторое время допускает грешникам (сыны челов. в уничижит. смысле) благоденствовать,чтобы потом тем чувствительнее наказать их.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия
Что это значит, на каком основании сыны человеческие противополагаются нечестивым? Какой именно смысл слов: по высоте твоей умножил еси сыны человеческие? Наконец, какая связь между сими изречениями: окрест нечестивии ходят, по высоте твоей умножил еси сыны человеческие?
В настоящем псалме св. пророк жалуется Господу на оскудение преподобных или благочестивых людей, то есть честных, правдивых, оплакивает ослабление истины среди человечества и умножение лести и неправды, которая, без сомнения, гонит и теснит благочестивых. Потом утешает благочестивых, возвещая им, что Бог потребит нечестивых, и, чтобы надежда благочестивых была тверже и живее, он передает им слова Самого Бога. Я воскресну, говорит Господь, положуся во спасение.
Пророк с благоговением внемлет сему гласу Божию и, обращаясь к народу, мысленно говорит ему: слышите ли, что говорит Господь? Он обещает спасти благочестивых; обещает Сам сделаться краеугольным камнем сего спасения, и я не обинюсь о нем, то есть я совершенно уверен в сем, я буду с дерзновением проповедовать сие спасение, которое Господь обещает благочестивым, потому что слово Божие чисто, в нем нет ни лести, ни обмана. Таково значение слова сего: не обинюсь.
Обиняться значит говорить иногда то, иногда другое: это делают те, которые не уверены в истине слов своих, напротив, кто совершенно убежден, что слова его справедливы, тот говорит без обиновения, смело и благонадежно. (Примечание: У нас употребляют выражение: без обиновения. Обиновение происходит от слова: «иный»). Следовательно, в связи речи пророческой слова: не обинюся, - будут значить: Бог Сам обещает положиться во спасение, я твердо уверен в этом, и всегда буду с дерзновением возвещать сие обещание Божие.
Таким образом изложив обещание Божие, пророк обращается ко Господу, изъясняет Ему свою надежду на Его помощь, а людям указывает основание, на котором опирается его надежда.
Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего во век.
Окрест ходят нечестивый, но Ты умножил сыны человеческих
Смотря по противоположному понятию нечестивых, пророк под сынами человеческими разумеет здесь племя благочестивых. Сему не противоречит то, что понятие сынов человеческих, как в настоящем псалме, так и в некоторых других (Пс. 4:3, 13:2), соединяется с укоризною в суете и нечестии. Ибо, во-первых, понятие сынов человеческих есть общее понятие, в котором совмещаются и праведные и нечестивые (3лат. хр .ч. 1860 г. к. 1, ст. 31. Пс. 10:4, 5). Точно так же, как понятие Израиля иногда означает людей, которые в духовном отношении имеют преимущество пред язычниками (Мф. 8:10, Ис. 43:1, 2), а иногда противное (Ис. 1:3); во-вторых, в тех изречениях, где с понятием сынов человеческих пророк соединяет обличение, он для того употребил его, чтобы усилить свое обличение, напомнив нечестивым, как они далеко уклонились от достоинства, которым в творении облечена природа человеческая, и как не соответствуют благодетельному попечению Промысла о человеке (Пс. 8:5, 143:3). С той же целью пророк Исайя в своем обличении к народу (Ис. 1:3, Злат. во правед. мир.) употребляет понятие Израиля; именно сим он напоминает ему о высоком его назначении и о благодетельном о нем смотрении Господа. В-третьих, сын человеческий, когда приписывается одному лицу, означает верующего и благочестивого (Езек. 2:2); следственно, сие понятие, и во множественном числе употребленное, может иметь то же значение (Примечание: Иероним, Августин и Феодорит держатся сего значения; с ним удачно можно согласить и чтение Златоустого, принимая в соображение ст. 6. Августин 4, с. 66, Иероним 10, ч. I, ст.129 и 7, ч. 2, с. 34, Феодр. на сие место кал. на сие место).
Может быть, в мыслях пророка представился образ Сына человеческого и Его последователей, т. е. верующих в воплощение Сына Божия. И как Сам Сын Божий, Господь Иисус Христос в воплощении именует Себя Сыном человеческим, то и пророк всех благочестивых, по необходимой связи благочестия с верою в воплощенного Сына Божия, именует сынами человеческими, т. е. теми избранными людьми, коих Господь именует Своими братиями и среди коих Он поставляет Себя Первенцем (Рим.8:29). Иероним, изъясняя сие изречение, называет их сынами Божиими. Подобно сему семя собственно означает Христа (Гал. 3:16), однако и все благочестивые именуются семенем (Лк. 1:55).
Итак, пророк видит, что племя благочестивых окружено со всех сторон нечестивыми и оно не погибает, но получает помощь свыше и укрепляется. Представьте себе осажденных в крепости, неприятель окружил ее со всех сторон: враждебные полчища гораздо многочисленнее осаждаемых и не дают им выйти из укрепления. Враги успели запереть все источники, которые давали воду находящимся в крепости: им остается одно — умереть от жажды, как вдруг с высоты небес падает сильный дождь; он вместе животворит и укрепляет осажденных и потопляет неприятеля. Осажденным он не приносит вреда, потому что они входят на возвышенности укреплений, скрываются под сводами и потому избавляются от потопления.
В таком состоянии не раз находилось племя благочестивых. Первый мир весь растлился грехом, вся земля заражена смертоносною язвою неверия: остается одно семейство праведного Ноя, и окрест его везде ходят нечестивые. Нечестие угрожало и сему последнему останку благословенного семени. Ной на земле не мог найти ни укрепления в вере, ни защиты от насилия нечестивых, которые окружали семейство его. Но Бог определил наказание земле, снишел с высоты Своей и не токмо сохранил Ноя, но, осенив его свыше благословением, размножил от него семя благочестивых. Вот первое событие, которое оправдывается изречением пророка: Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия.
Нечестие опять усиливается, и свет веры едва не угасает: Бог свыше видит человека, который может принять с верою обетование. Господь с высоты простирает к нему глас Своего звания, испытует его, укрепляет его веру Своими явлениями: это был Авраам. Как песок морской, как звезды небесные, размножилось от него семя благочестивых. Вот и опять мы видим, что нечестивые ходят окрест благочестивых. Последние остаются беспомощными на земле, но Бог с высоты призирает на них и умножает потомство их.
Но диавол не перестает бороться с семенем жены: благочестие опять ослабевает, вера хладеет, добродетель презирается, и истинные поклонники Бога до такой степени делаются малочисленны, что они почти ничего не составляют в сравнении с бесчисленным племенем нечестивых; Господь приник на землю, говорит пророк, и что же представилось взору Божию: нет разумевающаго, нет творящаго благостыню, нет даже до единого.
В самом деле, тьма распростирается по всей земле; только в одной Иудее приметен свет истинного боговедения, но и здесь весьма немного осталось светильников, немного людей, в которых хранилась вера в обетование. И сие небольшое число благочестивых было окружено опасным сообществом нечестивых.
Господь сошел с высоты небес, дабы восставить семя благочестивых. Диавол привел в движение все орудия своей злобы: Господа славы распяли, положили во гроб, но верен Тот, который сказал: Воскресну, положуся во спасение. Иисус Христос воскрес, и гроб Его сделался камнем спасения человеческого. Дух Божий изобильно излился с высоты небесной на апостолов; скоро мир возродился их проповедью, нечестие начало уступать благочестию, и племя благочестивых доселе растет и умножается. Так сбылось обещание Божие: Воскресну, положуся во спасение. Так не обманулся и св. пророк, который сказал при сих словах: не обинюся о Нем, то есть буду дерзновенно возвещать Его.
Так и я, не обинуясь, говорю вам, чтобы вы всегда уповали на невидимую помощь Божию. В жизни нередко случается, что человека со всех сторон окружают неприятности и искушения. Именно: впереди ты иногда встречаешь начальство, раздраженное клеветою; обращаясь назад, видишь подчиненных, которые оскорбляют тебя непокорностью и неисправностью; по сторонам то неприятности семейные, то неудача в делах, то скудость, то болезнь преграждают тебе путь к благополучию. Нет у тебя на земле никакой видимой опоры, однако не думай, чтобы ты оставался без помощи, не теряй только упования на Бога, Он с высоты невидимо поможет тебе. В таком состоянии был Давид, когда говорил: Отец мой и мати моя остависта мя (Пс. 26:10) еще сильнее изображает он сие состояние, когда представляет, что враги со всех сторон окружили его и что ему осталась одна надежда на имя Господне. Обышедше, обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им (Пс. 117:11). В таком состоянии была та кровоточивая жена, которая издержала все имение свое на излечение болезни своей и не получила ни малейшего облегчения. В это-то время самой глубокой ее скорби Господь дает ей коснуться воскрилию риз Своих и исцеляет ее. Нередко случается, что Господь попускает человеку испытать сие беспомощное состояние и потом уже Сам, против чаяния и невидимо помогает ему. Господь Бог делает сие с доброй целью: Он хочет, чтобы мы полагали на Него одного упование и не питали ложной надежды на помощь человеческую. А таким образом и внешнего нашего человека успокаивает, и внутреннего укрепляет. Внешнего успокаивает потому, что освобождает его от суетных забот и исканий в людях, ибо суетно спасение человеческое: часто ожидая помощи от человека, мы или совсем не получаем ее, или получаем только на время, и притом чрез великие труды и усилия. Внутренний укрепляется потому, что, кто надеется на помощь земную, у того и сердце прилежит к земле, и взор его обращен к твари, а не к Творцу. Именно: один имеет какого-нибудь сильного родственника или благодетеля; испытуя скорбь, он и надеется на его помощь, о нем и думает, к нему и спешит, нередко забыв Господа. А тот, кому не на кого надеяться, идет в церковь, служит молебны Божией Матери или св. Николаю чудотворцу: от Бога он ожидает помощи и к Богу устремляет свои воздыхания.
Возведох очи мои в горы, — говорит св. пророк, — помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 120:1:2).
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Окрест нечестивии ходят: по высоте твоей умножил еси сыны человеческия
Эта вера в Бога поддерживает Давида среди условий, благоприятствующих распространению развращения: так как возвысились, получили почет в обществе люди, нравственно ничтожные (разумеются клеветники, приближенные к Саулу), то нечестивые по всей стране главенствуют («повсюду ходят»).
Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия
Окрест значит «кругом, туда и сюда, отовсюду», – отсюда слово: окрестность, т.е. окружающая местность. По высоте Твоей – это выражение, по толкованию св. Иоанна Златоуста, означает: «Ты сделал нас подобными Тебе, насколько возможно для человека быть подобным Тебе» [5, с. 143]. По переводу же с еврейского весь этот заключительный стих псалма читается так: «Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились». По связи сего стиха с предыдущими, мысль его может быть представлена в следующих словах: число людей непорочных и прямодушных очень оскудело и умалилось, а беззаконных повсюду бесчисленное множество; и они, по неисповедимым судьбам Божиим, умножаются и повсюду ходят дерзновенно, возвышаясь и прославляясь.
Объяснение священной книги псалмов.