На камень вознесе мя. Павел ясно утверждает, что камень есть Христос (1 Кор. 10,4).
Толкование на псалмы.
Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя
Потому, говорит, желал бы я все дни моей жизни проводить в доме Божием, что в самый бедственный день моей жизни Господь скрыл меня в селении Своем от угрожавших мне бед, во храме Своем даровал мне безопасность.
Беседа при обновлении храма Воскресения Христова. 1853 г.
Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя.
См. Толкование на Пс. 26:4
Яко скры мя в селении (жилище) Своем в день (бывших) зол моих.
Здесь Давид излагает причину, по которой желал посещать жилище Божие. Я, говорит, был весьма облагодетельствован Богом. Ибо в день бедствий моих Он укрыл меня под кровом Своим. Ибо его-то он назвал здесь жилищем. Поелику, как в жилище, сохранил меня Бог, когда я прибегнул под кров Его; и я не потерпел никакого зла.
Покры мя в тайне селения Своего.
То самое, что сказал выше, говорит и здесь, чтобы яснее проповедать благодеяние. Тайным же называет внутреннейшую часть. Иначе, он говорит, что Бог сделал меня вовсе неприметным для тех, которые искали меня.
Слова Вел. Василия: Чтобы яснее видеть, что такое значит—быть в тайне покрова, употребим следующий пример. Пусть будет кто либо ищемый врагами, но стерегомый в некотором с трудом находимом домике. Сему подобное нечто, должно думать, случилось и с сим святым. Под божественною оною скинею, покрывавшею его так, что он не легко мог быть уловлен врагами. Григория Богослова: Великий Давид, чтобы скрыть деяния болезненные (приключения) свои в тех благах, к которым возносит мысли свои, говорит: он скрыл меня в селении Своем в день зол моих. Итак хорошее врачевство—помнить Бога и тогдашние надежды во время бедствий. А Божеств. Кирилл под жилищем разумеет благонадежность и непоколебимость благочестивой жизни, когда кто как бы вошел в нее, уже не уловляется истребительными страстями. А Феодорит из сих слов выводит, что Давид написал псалом сей, когда пришел к священнику Авимелеху и молился в Скинии Божией и получил на благословение святые хлебы, избежал рук врага. И Ориген: часто было говорено, что Скиния означает хлеб, а дом совершенство. За успехом следовал камень совершенства. И успеху хорошо соответствует слово—скрыл, а совершенству— вознес (в Катенах).
На камень вознесе мя.
В безопасности и благонадежности, говорит, поставил меня Бог. Мысль сию он переносит от тех, которые, убегая врагов своих, восходят на высокую скалу и ускользают из рук их.
Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя.
«Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего» - там, во внутренних покоях, где Господь постоянно присутствует. Сравнение взято из обычая хранить сокровища в особо скрытых и безопасных местах. - «Вознес бы меня на скалу» - униженное положение заменил прочным и непоколебимым существованием, как бы поставил на скалу, недоступную и несокрушимую.