И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася
И на Мя возвеселишася и собрашася. И этою-то платою, говорит, воздали Мне за болезнование о них. Собрашася на Мя раны, и не познах. Наносили Мне раны, а Я не знал и не находил никакой в Себе вины.
Разделишася и не умилишася. Разделишажеся множество, как говорит Евангелист (Деян. 14,4), одни называли благим, а другие — лукавым. И когда происходило это, не умилились они, не уразумели, против кого все это делается. Сказал же Он это, не обвиняя, но желая помощи. Когда, говорит, явишься Ты и поможешь терпящему несправедливость?
Толкование на псалмы.
И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася
«И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах». Они наступали на меня со множеством людей, надеясь умертвить, и нападали внезапно, покушаясь захватить, когда и не знал я об опасности. Слова: «собрашася на мя раны, и не познах», Симмах перевел так: собрались на меня бойцы, а я и не знал.
«Разделишася, и не умилишася», то есть, и обманувшись в надежде, и будучи разсеяны, не раскаялись в том, что умыслили худаго, но опять обратились к тому же.
И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася
И на мя возвеселишася и собрашася
Хотя, говорит, я таким образом смирялся и сетовал; но Саул и сообщники его радовались, думая, что я это делаю по болезни, и потому собирались для совещании, как преследовать меня.
Собрашася на мя раны, и не познах
Вместо—раны (бичи), Симмах выразил—уязвляющие. Итак, Давид говорит, собрались на меня убийцы и злоумышляли против меня без моего ведома. О сем ясно излагает 1я Царств (в главе 19), что Мелхола—жена Давида открыла таковую мысль врагов его, после, чего Давид спас жизнь свою бегством.
Некто говорит, что бившие Господа иудеи не знали никакой вины за Ним. Или: и Я не знал за Собою никакого греха, за который сыпались на меня бичи.
Разделишася и не умилишася
Разделились, говорит, враги мои во все стороны, когда искали меня в дому моем и не нашли, как надеялись, но не были проникнуты умилением и не раскаялись во зле своем.
И эти слова произносились от лица Господа об иудеях, о которых пишет Евангелист Иоанн, что между ними было разделение: одни говорили, что Он добр, а другие, что зол: и при всем том не умилились и не пришли в сознание, против кого они это говорили и делали.
И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася
Псаломник от последствия доказывает, что гонители праведных противным образом поступают, воздавая зло за добро, и притом приступает к третьему роду гонений, показывая, что нечестивые, не довольствуяся коварствами и клеветами озлоблять праведных, нападают на них еще и ранами. И на мя, глаголет, возвеселишася, – аки бы сказал: я о несчастиях их соболезновал, они же о напастях моих радовалися и, будучи недовольны таковым безчеловечием, многократно собиралися вооруженные, дабы или раны возложить, или, ежели возможно, убить меня, так что я и не знал намерений их, и потому не мог предостеречься, или так терпеливно поступал, аки бы не знал, что делали они.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася
На мя возвеселишася - с радостию услышали о том, что меня предают, и собрались, чтобы погубить меня; собрали раны, μάστιξ правильнее перевести - оружие для уязвления. Сие ясно сбылось на Иисусе Христе, когда фарисеи и воины пришли с оружием и дреколием взять Его; и не познах: я не знал причины, за что меня гонят; чтобы показать сию причину, они выдумывали различные преступления, но во свидетельстве оных они разделишася. Свидетельства их не были равны, как говорит Евангелист; один говорил то, другой - другое. Однако же и после сего не умилишася, не пришли в чувство раскаяния, не хотели покориться истине, не отказались от своего намерения погубить меня (κατανυσσις).
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Ст. 15-16 И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими
Совершенно обратным по отношению к Давиду были поступки его врагов: они радовались его бедствию и лицемерили пред ним.
Ст. 15–16 И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах: розделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими
В Учебной церковно-славянской Псалтири против слова раны на поле поставлено уязвляющий, а против слов и не умилишася поставлено и не преставаху. В изречениях этих двух стихов псалмопевец изображает новый род злокозненных отношений к нему его гонителей. Когда я, говорит он, предавался скорби, сочувствуя болезни и несчастью их, они, нечестивые гонители мои, с весельем собирались против меня и, как бы не довольствуясь тем коварством и клеветами, которыми постоянно оскорбляли меня, радовались моим бедствиям и собирались вооруженные, чтобы нанести мне раны, а если можно, то даже и убить меня. Я же не знал, за что такое озлобление. А они, хотя и разделились между собой, по действию защищающего меня Промысла Божия, и потому не могли уязвить и умертвить меня; но не раскаялись (не умилишася), не успокоились, не переставали, во все время царствования Саула, в своих враждебных действиях и продолжали искушать меня, стараясь хитростью и лицемерием, а иногда язвительными насмешками раздражить меня, и в то же время, как лютые звери, скрежетали зубами своими, т.е. готовы были растерзать, или прямо имели в виду погубить меня. Во всех этих враждебных и злобных отношениях к Давиду гонителей его предызображена пророчески неблагодарность к Иисусу Христу первосвященников, книжников и старейшин иудейского народа, которые собирались то на совет, как бы предать Его смерти за Его многочисленные чудотворения, то для беззаконного суда своего над Ним, осыпали Его клеветами и насмешками, скрежетали на Него зубами своими, добиваясь пред Пилатом осуждения Его на распятие, и злобно радовались, когда достигли своей цели и видели Его страдания (Мф. 27; Мк. 15).
Объяснение священной книги псалмов.