Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят
Сей путь их соблазн им. Путем божественное Писание называет обыкновенно жизнь каждого и время жизни каждого. Сей-то путь, говорит, соделали они для себя суровым и неприязненным, как ни о чем не рассуждавшие право. Но когда претыкались они на нем, тогда не замечали соблазнов. И по сих во устех своих благоволят. Как бы так говорит: исповедуются, раскаявшись в том, что вступили на этот путь, но уже не будут иметь времени для покаяния.
Толкование на псалмы.
Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят
См. Толкование на Пс. 48:13
Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят
Какой, скажи мне, «путь их»? Усильное искание всего этого, тщетная деятельность, великая страсть к богатству, ненасытная жажда славы. Еще прежде, говорит, будущего наказания, и здесь бывает им соблазн и преткновение. Действительно, этот путь – не малый соблазн, не малое преткновение, не малое препятствие к преуспеянию в добродетели. Поэтому он и говорит: «сей путь их – соблазн им». Хорошо назвал он этот путь соблазном для них. Они связывают сами себя, налагают узы сами на себя. «И после того устами своими будут одобрять (его)». Сказанное здесь есть самое тяжкое зло и причина прочих зол. Когда люди, совершающие столько грехов, беззаконий и безумств, ублажают и прославляют самих себя, называют себя достойными подражания и восхищаются своими делами, то, представь, какую великую силу получает злое желание порока, восхваляемого самими совершающими его. В самом деле, если он, и будучи осуждаем, порицаем и обличаем, подвергаясь в совести людей бодрствующих бичеванию, наказанию и ненависти, так бесстыдно процветает и с каждым днем усиливается, то, когда для него не только не будет препятствий, ни обличения, ни угрызения совести, ни сожаления о случившемся, ни раскаяния о сделанном, ни сокрушения, ни воздыханий, ни слез, а будет все противное тому, когда совершающие его будут одобрять самих себя, превозносить себя похвалами, считать себя за это самое лучше других и по совершении прославлять сделанное, – а это и означают слова: «и после того устами своими будут одобрять (его)», – то до чего не дойдут они? Действительно, есть люди столь развратные, так глубоко падшие, что и по совершении злого пожелания, когда при виде преступления им особенно следовало бы стыдиться, они радуются, восхищаются, услаждаются сделанным. Грех таков, что прежде его совершения он прикрывает свою гнусность, украшает свою отвратительность опьяняющим удовольствием; но, когда он совершен, когда удовольствие похоти мало-помалу проходит и наступает угрызение совести, наказующее освободившийся от него рассудок, тогда открывается вся его гибельность. А эти люди и после совершения греха, когда видят собранное богатство, воздвигнутые гробницы, оконченные тщеславные здания, вместо того, чтобы сокрушаться и воздыхать, – они и после этого, после совершения греха, после исполнения злого пожелания, еще более предаются недугу. Когда, таким образом, идет дело с их стороны, тогда Бог приступает к Своему делу.
Как осуждающие сами себя за свои грехи предупреждают и отклоняют от себя суд Божий, как говорит Павел: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор.11:31), так, напротив, страждущие неизлечимой болезнью, согрешающие и не раскаивающиеся в своих грехах, навлекают на себя строгое наказание Божие. Так как и эти люди, которые или похищают чужое, или тщетно и напрасно истрачивают свое, расточая на гробницы, на червей и на моль то, что следовало бы употреблять на бедных, не раскаиваются в делах своих, но остаются неисцельно больными, то, послушай, что потом бывает с ними. Что же бывает? Они подвергаются наказанию от Бога.
Беседы на псалмы. На псалом 48.
Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят
«Сей путь их соблазн им». А впали в сие несмыслие потому, что с самаго начала имели худые нравы и уклонились в дела лукавыя. Ибо путем Пророк назвал дела.
«И по сих во устех своих благоволят». Прибегнут же к покаянию по отшествии отсюда; и никакой не получат от того пользы.
Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят
Сей путь их соблазн им
Такое приравнение себя к бессловесным скотам служит, говорит, для них (т. е. для безумного и несмысленного) препятствием и великим вредом для вступления на путь добродетели.
И по сих (после сего) во устех своих благоволят (станут одобрять)
И после того как люди эти сделаются подобными скотам, они, совершив что-нибудь злое, станут еще произносить собственными устами одобрения и похвалы себе за такие дела. При сем должно заметить, что под наказанием разумеется то же, что обыкновенно разумеет под этим словом св. Писание, т. е. смерть души и ее погибель.
Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят
Такая жизнь (сей путь) послужит к падению (соблазн – запинание) нечестивцев, к вечной их погибели; в своем ожесточении они и тогда не обратятся (во устех благоволят), несмотря на все бедствия, которые их окружают во аде.
И по сих во устех своих благоволят: после того, т.е. когда путь их к погибели, они сами своими устами одобрят его, будут даже во аде хвалиться своими безумными речами. Или: хотя безумцы погибают, однако многие и после их погибели находят удовольствие в их нечестивых речах, которые они произносили при жизни.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят
См. Толкование на Пс. 48:13
Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят
Словом путь псалмопевец означает путь житейский, или образ жизни, и, продолжая, описывает низкую степень нравственного падения нечестивых людей и мнимых мудрецов, говорит: такой (вышеописанный) образ жизни нечестивых (сей путь их), какой они обыкновенно проводят, подобно скотам, их нравы и привычки, все их поведение, вместе с страстью к большему обогащению, с ненасытной жаждой славы, или тщеславием, – все это для них есть соблазн, всем этим они связывают себя, налагают узы сами на себя, все это служит для них препятствием для вступления на путь добродетели. И по сих во устех своих благоволят, т.е. и после всего этого или вместе с этим они сами себя одобряют, кажутся себе хорошими, своими устами ублажают, «прославляют самих себя, называя себя достойными подражания, и восхищаются своими делами», – как говорит св. Иоанн Златоуст [5, с. 246]. Текст последней половины этого стиха в «Учебной Псалтири» заменяется такими словами; «обаче усты своими благая рекут о нем», т.е. образ жизни (сей путь…) их служит им же соблазном, но несмотря на то, они своими же устами одобряют его.
Объяснение священной книги псалмов.