Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
old:ps:048:21 [2018/02/24 15:54] ermashel [Толкования Пс. 48:21] |
old:ps:048:21 [2021/07/20 15:16] (текущий) marina [Евфимий Зигабен] |
||
---|---|---|---|
Строка 3: | Строка 3: | ||
====== Толкования Пс. 48:21 ====== | ====== Толкования Пс. 48:21 ====== | ||
- | ===== Свт. Григорий Нисский ===== | + | ===== Свт. Василий Великий ===== |
**И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им** | **И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им** | ||
- | Великий Давид, сожалея о бедности человека, такими словами оплакивает человеческое естество: **Человек в чести сый не разуме**, называя честью равночестие с ангелами; поэтому продолжает: **Приложися скотом несмысленным, и уподобися им**. Ибо подлинно стал скотен принявший природу свою по наклонности к вещественному этот текучий способ размножения. | + | Это голос сожалеющего. Человек, //«малым чим умаленный от Ангел»// (ср.: [[old:ps:008:06|Пс. 8, 6]]), о котором и Соломон говорит: //«Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость»// [[old:pr:20:06|(Притч. 20, 6)]], сей человек, оттого что не сознал своего достоинства, но покорился плотским страстям, **«приложися скотом несмысленным и уподобися им»**! |
- | + | ||
- | //**Об устроении человека.**// | + | |
+ | **//Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.//** | ||
===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ||
**И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им** | **И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им** | ||
+ | |||
+ | См. Толкование на [[old:ps:048:20#svt_ioann_zlatoust|Пс. 48:20]] | ||
+ | |||
+ | **//Беседы на псалмы. На псалом 48.//** | ||
+ | |||
+ | ---- | ||
Одаренный, говорит, разумом и удостоившийся такой мудрости стал похож на бессловесных, а может быть, и хуже их. Те (бессловесные), как существа неразумные, не подвергнутся наказанию; а одаренный разумом, если унизится до их неразумности, потерпит тяжкое наказание за то, что оказался непризнательным к такому благодеянию. От этого, наконец, (язычники) назвали богами и камни и деревья и обоготворили эти видимые стихии: раз уклонившись с прямого пути, они пошли по стремнинам и низринулись в самую бездну порока. | Одаренный, говорит, разумом и удостоившийся такой мудрости стал похож на бессловесных, а может быть, и хуже их. Те (бессловесные), как существа неразумные, не подвергнутся наказанию; а одаренный разумом, если унизится до их неразумности, потерпит тяжкое наказание за то, что оказался непризнательным к такому благодеянию. От этого, наконец, (язычники) назвали богами и камни и деревья и обоготворили эти видимые стихии: раз уклонившись с прямого пути, они пошли по стремнинам и низринулись в самую бездну порока. | ||
**//Беседы на книгу Бытия. Беседа 7.//** | **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 7.//** | ||
+ | |||
+ | ===== Свт. Григорий Нисский ===== | ||
+ | |||
+ | **И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им** | ||
+ | |||
+ | Великий Давид, сожалея о бедности человека, такими словами оплакивает человеческое естество: **Человек в чести сый не разуме**, называя честью равночестие с ангелами; поэтому продолжает: **Приложися скотом несмысленным, и уподобися им**. Ибо подлинно стал скотен принявший природу свою по наклонности к вещественному этот текучий способ размножения. | ||
+ | |||
+ | //**Об устроении человека.**// | ||
===== Блж. Феодорит Кирский ===== | ===== Блж. Феодорит Кирский ===== | ||
- | **«И человек в чести сый неразуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им».** А причиной сему скотская жизнь, какую избрали многие из людей, отринув честь, данную им Богом. Ибо, именуясь словесными, возлюбили безсловесие. | + | **И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им** |
+ | |||
+ | А причиной сему скотская жизнь, какую избрали многие из людей, отринув честь, данную им Богом. Ибо, именуясь словесными, возлюбили безсловесие. | ||
===== Евфимий Зигабен ===== | ===== Евфимий Зигабен ===== | ||
- | **И человек в чести сый не разумы, приложися скотом несмысленным, и уподобися им.** | + | **И человек в чести сый не разумы, приложися скотом несмысленным, и уподобися им** |
В этих словах пророк еще раз высказывает свою скорбь на то, что человек, который вышел из рук Творца, мало чем ниже ангелов, и о котором Соломон сказал так: «великое—человек и ценное—муж милостивый»,— сравнялся с неразумными скотами и сделался подобным этим скотам. | В этих словах пророк еще раз высказывает свою скорбь на то, что человек, который вышел из рук Творца, мало чем ниже ангелов, и о котором Соломон сказал так: «великое—человек и ценное—муж милостивый»,— сравнялся с неразумными скотами и сделался подобным этим скотам. | ||
+ | |||
+ | ===== Еп. Ириней (Орда) ===== | ||
+ | |||
+ | **И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им** | ||
+ | |||
+ | См. Толкование на [[old:ps:048:20#ep_irinej_orda|Пс. 48:20]] | ||
+ | |||
+ | ===== Прот. Григорий Разумовский ===== | ||
+ | |||
+ | **И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им** | ||
+ | |||
+ | Окончив слово о нечестивых безумцах, надеющихся на тленное земное богатство и стремящихся к скоропреходящей славе, пророк в заключение повторяет то же самое, что сказал в стихе [[old:ps:048:13|13]], именно: обращаясь ко всем вообще людям, в скорби сердца говорит, что человек, так богато одаренный от Бога, малым чем поставленный ниже ангелов [[old:ps:008:06|(Пс. 8:6)]], почтенный пред прочими животными образом Божества [[old:gen:01:26|(Быт. 1:26)]], бессмертием души, разумом, свободною волей и властью над всеми земными тварями, не уразумел сей великой чести, но приложился к скотам несмысленным и в своей жизни уподобился им. Потому что он не проникся мыслью и желаниями к небесным, духовным благам, а устремился, подобно тем бессловесным и неразумным животным, к земным и тленным сокровищам и поработился плотским страстям, забыв или не уразумев, что все земное в свое время отымется от нас: здравие и красота телесная обратятся в тление, «//прейдет образ мира сего//» [[new:1kor:07:31|(1 Кор. 7:31)]], погибнут его слава и богатство, великолепные здания и богатые утвари останутся по эту сторону нашего гроба; «//ничего мы в мир сей не внесли, ничего и не возмем с собою//» [[new:1tim:06:07|(1 Тим.6:7)]], «//наги вышли из чрева матери, наги и отыдем//» [[old:iov:01:21|(Иов. 1:21)]]. Но красота душевная, пусть уразумеет и помнит это всякий человек, – слава и доброта внутренняя, богатство душевное не оставят нас и за пределами этой жизни, дела, по уверению тайновидца Иоанна, «//пойдут вслед за нами//» [[new:otkr:14:13|(Откр. 14:13)]] в неизмеримую вечность как споручники славы или осуждения. И не только дела, но и самые слова последуют за нами в вечность. Тогда как всякое праздное слово будет, по слову Господа, судить человеков в последний день [[new:mf:12:36|(Мф. 12:36–37)]], всякое слово благое, слово назидания и утешения не пропадет в воздухе, но неизгладимыми буквами напишется в книге живота и послужит к оправданию в День Судный. Блажен кто посвящает жизнь свою не на праздность и суету, а на дела благие, не теряя из вида своего высокого достоинства – **человека, в чести сущаго**. | ||
+ | |||
+ | //**Объяснение священной книги псалмов.**// | ||
[<10>] | [<10>] |