Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене
И Духа Святаго не отъими от мене. Снова молится, чтобы Дух пророческий сошел на него. Ибо Он оставил его по причине греха.
Толкование на псалмы.
Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене
[Этими словами мы с очевидностью научаемся, что он не был лишен благодати Святого Духа, потому что он не просит, как потерявший, о возвращении ее, но умоляет о том, чтобы не лишиться ее, не оказаться вне божественного попечения. Лицом здесь назвал попечение.
Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене
Из слов сих ясно дознаем, что Давид не был лишен благодати всесвятаго Духа; ибо не просит о том, чтобы восприять Духа, как лишенному, но умоляет не лишать его Духа и не удалять от него Божественного о нем попечения. Ибо лицом назвал здесь промыслительность.
Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене
Не отвержи мене от лица Твоего
меня, как недостойнго Твоего смотрения и попечения.
И Духа Твоего Святаго не отъими от мене
Не отними от меня, разумеете здесь Пророк, благодатного дара пророчества, за содеянные мною беззакония.
Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от Мене
Сими словами просит постояннаго в святости пребывания: ибо памятуя слабость свою, боялся, дабы будучи возставлен помощию благодати, паки падения не претерпел. В Священном Писании отверженным от лица Божия нарицается тот, кто оставлен и лишен Божией милости (1Цар. 16:1). Сего ради глаголет: не отвержи мене от лица Твоего (2Цар. 7:15), то есть, не попусти мне паки впасть в грех; дабы не быть мне вечно отринуту от милости Твоея (4Цар. 24:20); ибо какая была бы мне польза от того, что был я измовен, и паче снега убелен, ежели бы Ты наконец отринул меня от лица Твоего, вместе с отверженными? Убо да не буду отвержен от лица Твоего, – Духа Твоего Святаго не отими от Мене: то есть, дар постоянства ниспошли мне, творя благодатию Твоею, чтоб Дух Твой Святый, присно во мне пребывая, сохранил дух правый во утробе моей.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Ст. 13-14 Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего святаго не отими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя
Да исполнит Бог эту молитву, да не отвергнет просителя от Своего лица, да не удалит совершенно от псалмопевца святого и освящающего Своего Духа; но, как и прежде, да явится с своею помощью, да обрадует его поданием спасения (радость спасения – прощение и сообщение высших жизненных сил) и укрепит его (Дух владычний). Не отыми, или: не удерживай его от меня, дай мне его; или: не удали его совсем от меня; ибо и после греха оставались еще в Давиде добрые остатки, зародыш лучшего. Воздаждь ми радость спасения – спасительную; живя в благодати Божией (спасение), Давид получал сладкую радость в Господе; грех похитил у него эту, от благодати Божией происходящую, радость; отсюда молитва о восстановлении ее. Дух владычный – дух, который может в человеке иметь начальствование, гегемонию, господствовать над низшими побуждениями.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене
См. Толкование на Пс. 50:9
Ст. 13–14 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от Мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя
Словами не отвержи мене от лица Твоего Давид, без сомнения, напоминает себе о несчастной участи царя Саула, отвергнутого Богом, и вполне сознавая, что и сам сделался достойным той же участи, что грехами своими заслужил то, чтобы Бог по правде Своей отверг его от Себя, как отверг Саула, с сердечным сокрушением молится: Господи Боже мой! Не отвержи, не отрини меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отнимай у меня, как отнял Его у других, прогневавших Тебя беззакониями. Не отрини меня и не отнимай Духа Святаго, без Которого человек мертв. Ах! Я имел сего Духа и тогда, когда при стаде моем терзал львов и волков, когда поразил Голиафа и побеждал многих врагов, – во всех великих делах один Дух Твой всесильный помогал мне, а без Него я что? Трость, колеблемая ветром, прах и пепел. Если Ты, Господи, возвратишь мне этого Духа, Который оставил меня с минуты моего беззакония, то вместе с этим возвратишь мне и радость моего спасения, всепрощения моего, а потому утверди во мне сего Духа, подкрепи этим Духом мой дух, дабы он, как и прежде, руководил бы умом моим, оживлял бы мое сердце, говорил бы мне чрез мою совесть, управлял бы моею волею, словом – царствовал бы в моей душе, владычествовал бы над всем существом моим. Пусть Дух Твой Святой устроит и утвердит Себе престол в моем сердце и пусть неограниченно царствует во мне. В пламенной покаянной молитве своей Давид все выше и выше восходил по тем степеням, на которых подаются верующим дары благодати Божией, взошел на самую высшую степень и коснулся самого престола благодати, где полная любовь Божия сообщается одним избранным. Испросивши прощения грехов своих и самого высшего блага – всегдашнего общения с Духом Святым, он как бы задается вопросом о том, чем же он сам должен воздать Господу за все то, чего испрашивал у Него в молитве, и за все те милости, каких сподобился от Всевышнего Бога (Пс. 11 и 53). В следующих стихах псалма содержится ответ его на тот вопрос, – Давид выражает в них благодарность свою к Богу в виде жертвы, Ему угодной, и далее говорит о жертвах, какие Ему приятны и какие неугодны.
Объяснение священной книги псалмов.