Это старая версия документа.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
См. Толкование на Пс. 50:16
Обретаю, что Манассия согрешил паче всех человеков, осквернив храм Божий и все Богослужение почитанием идолов; так что если бы за него и весь мир постился, то нимало не мог бы удовлетворить за его беззакония. Но одно смирение возмогло исцелить и неисцельные язвы его. «Яко аще бы восхотел еси жертвы, – говорит Давид к Богу, – дал бых убо: всесожжения, то есть тел, постом истаивающих не благоволиши: жертва же Богу дух сокрушен»; прочее, что там следует, всем известно.
Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Согласно и сие со сказанным в предыдущем псалме. Там слышали мы, глаголет Бог всяческих: не прииму от дому Твоего тельцев, ниже от стад Твоих козлов (Псал. 49,9). И божественный Давид, вняв сему Божию слову, справедливо сказал: яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Ты изрек, говорит Пророк, что не угодны Тебе жертвы бессловесных; посему принесу Тебе жертву угодную.
Яко аще бы восхотел ecи жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши.
Обратим же еще внимание свое на то, как жертвы бессловесных животных, которые законом повелевалось приносить, отвергаются наконец. Если бы Тебе они угодны были, говорит, то я конечно принес бы их Тебе; но Ты таковых жертв (всесожжений) не приемлешь, по крайней мере они стали уже не так благоугодны Тебе, не смотря на то, что жертвы всесожжения предпочитались всем другим жертвоприношениям. А что Давид и после того приносил Богу таковые жертвы, то надобно заметить, что он делал это более из уважения и благоговения к закону, нежели по внутреннему убеждению, главным образом потому, что не настало еще время для новозаветной жертвы.
Одно ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии падения, может быть употреблено в невидимом богослужении: печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа. Это засвидетельствовано Священным Писанием. Аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо всесожжения не благоволиши: и каждое сердечное ощущение порознь, и все они вместе не благоугодны Тебе, как оскверненные грехом, как извращенные падением. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Эта жертва — жертва отрицательная; с принесением этой жертвы естественно устраняется принесение прочих жертв: при ощущении покаяния умолкают все другие ощущения. Для того, чтоб жертвы прочих ощущений соделались благоугодными Богу, нужно предварительно излиться благоволению Божию на наш Сион, нужно предварительно восстановиться стенам нашего разрушенного Иерусалима. Господь — праведен, всесвят, только праведные, чистые жертвы, к которым способно естество человеческое по обновлении своем, благоприятны праведному, всесвятому Господу. К жертвам и всесожжениям оскверненным Он не благоволит. Позаботимся очиститься покаянием! Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы: новорожденные ощущения обновленного Святым Духом человека.
О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.
Ст. 18-19 Одна жертва, принимаемая Богом от падшего человеческого естества, есть сокрушение духа. Аще бы восхотел ecи жертвы, дал бых убо, говорит Богу Пророк Его от лица каждого падшего и пребывающего в своем падении человека; но Ты не только какой-либо частной жертвы, телесной или душевной, но и полного всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
О приготовлении к молитве.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
См. Толкование на Пс. 50:16