Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей
Содержание: И этот псалом Давид воспевает, спасаясь бегством от лица Саулова, и ради добродетельной жизни призывая на помощь Бога. Но относится он и к душе, которая древле была в пустыне, лишенной всякого блага, а потом обратилась, по благодати Христовой.
Толкование на псалмы.
Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей
Божественный Давид, спасшись бегством от Саула, пришел к Авимелеху, оттуда же к Анхусу, который царствовал в Гефе. Потом, снова подвергшись опасности и спасшись от оной, приходит в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем любовь свою к Богу и предвещая погибель Саулову.
Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей
Бежав от Саула, Давид пришел в пустыню, так называемую безвлажную, где и жил. Итак, в сей то пустыни находясь, он сочинил настоящей псалом, в котором открывает чрезвычайную любовь свою к Богу. Он также и пророчествует в нем об истреблению, которому имели подвергнуться гонители его. Сей псалом приличен и нам—христианам. Ибо когда и мы находимся в пустыни сладостных предметов мирa и имеем пламенную любовь к Богу; то без сомнения будут истреблены и наши видимые и невидимые враги, и вовсе не в состоянии будут вредить нам. Некоторые списки содержат: в пустыни идумейской. Почему должно думать, что та пустыня, в которой находился прежде Давид, составляла часть идумейской земли (или земли Исава), а потом сделалась частью Иудеи. О сем смотри в 22 и 23 главе первой Царств, что Давид, убегая Саула, жил в земле Иудейской, а не идумейской.
Слова Афанасия: Этот псалом относится и к душе, бывшей прежде в пустыни (вне) всякого добра, а потом благодатью Христовою возвратившейся к добру.
Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
Надписание в еврейском тексте: Песнь Давидова.
Пространнейшее описание бытия сего зри в первой книге Царств в гл. 21 и 23.
Содержание: Сей псалом содержит молитву, растворенную благочестивыми размышлениями, которыми Давид, находяся посреде скорбей, страданий и печалей, утешал себя. К сим присовокуплены обеты, которые возсылал он к Богу посреде страхов и опасностей.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
По смыслу надписания над этим псалмом, он мог быть написан только во время Авессаломова гонения; Давид уже царь, но коварные враги изгнали его в пустыню. Там он должен был ночевать; на постели своей, прежде напоминания о необходимости внезапного перенесения своего лагеря (2 Цар. 17:21), он размышлял о Боге своем; проникнутый горячею любовью к Нему, он и в пустыне так живо поставляет себя в присутствии Божием, как если бы он находился при скинии и взирал ко святилищу, где пребывает Господь над кивотом. Во время гонения Саулова и Авессаломова (2 Цар. 15:23, 28; 16:2; 17:16) Давид находился в пустыне Иудейской. Правда, пустыня, в которой Давид проводил ночь во время бегства от Авессалома, не называется в Писании пустынею иудейской, но тем не менее это была пустыня иудейская.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
Этот псалом написан Давидом во время бегства, когда он находился в пустыне (см. 2 Цар XV:28; XVII, 15-26). Под этим бегством нужно разуметь времена Авессалома, так как в 12 ст. Давид прямо называет себя царем, занимавшим уже престол, именем которого клялись, т. е. имевшим подданных, каких он, конечно, не имел при жизни Саула.
Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
Таким надписанием начинается этот псалом. Из этого надписания видно, что псалом этот принадлежит Давиду и составлен им во время пребывания его в пустыне Иудейской, или по случаю этого пребывания. Из библейской истории известны два случая пребывания Давида в пустыне: первый, когда он, помазанный на царство, укрывался бегством от гонения царя Саула, который преследовал и всячески старался изловить и умертвить его (1 Цар. 23:14–28), и второй, когда он также бегством из Иерусалима принужден был спасаться от преследования восставшего против него сына его, Авессалома (2 Цар. 15:23, 28). Хотя некоторые из новейших исследователей и толковников небезосновательно относят происхождение этого псалма к последнему случаю, но мы, согласно с мнением св. отцов Церкви (св. Афанасия Александрийского, блж. Феодорита и др.), находим более основательным и более согласным с самым содержанием псалма признать, что этот псалом написан Давидом в то время, когда он скрывался в пустыне Иудейской от преследований Саула [3, с. 205:6, с. 285].
Из содержания этого псалма видно, что псалмопевец находится в земле пустой и безводной, вдали от того места, в котором находилось тогда святилище скинии Божией с ковчегом Завета, и его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище (ст. 2–3). Далее, он выражает пламенную любовь к Богу, готовность к прославлению Его, твердое упование на Него и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели (ст. 4–9). Наконец он предсказывает, что гонители его, искавшие смерти его, сами погибнут, а он, в звании и положении царя, возвеселится о Боге, те же, которые были враждебными ему и распространяли о нем неправду, должны будут умолкнуть (ст. 12). Во всем вообще псалме выражается светлое и радостное настроение души Давида.
Объяснение священной книги псалмов.