Блажен, егоже избрал ecu и приял. Усовершившихся в добродетели и достигших почести вышнего звания называют блаженными. Исполнимся во благих дому Твоего. Благими дому называет различные дарования духа. Ибо сказано: овому Духом дается слово премудрости, иному же слово разума (1 Кор. 12,8) и другие дарования. Свят храм Твой, — или небесный, или земной, по сказанному: храм Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор. 3,17), исполненные освящения. И он словесами Твоими научает приходящих правде Твоей.
Ст. 5-6 «Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего»; то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением.
«Свят храм Твой», «Дивен в правде». Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей.
«Услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече». Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова; ибо им изречено: «не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков» (Быт.49:10). Его-то и здесь Пророк назвал упованием «всех концей земли и сущих мори далече». А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию.
Блажен, егоже избрал ecи и приял, вселится во дворех твоих.
В историческом отношении сие изречение должно понимать так, что завидна участь народа иудейского, избранного из всех прочих народов и усвоенного Тобою, Господи! Потому что он, по освобождении своем от рабства, возвратится с честью и опять станет обитать в городе Иерусалиме, который здесь назвал дворами Божиими за то, что в нем находился знаменитый оный Соломонов храм. А в высшем смысле, по словам Афанасия, оно изображает новый народ из язычников, как избранный в наследство Христом. Под дворами народа из язычников должно разуметь находящаяся, по местам, церкви. Сие же изречение должно разуметь и о каждом стремящемся к благочестивой жизни праведном христианине, оканчивающем жизнь свою в благочестии (в добродетели), потому что, быв избран из людей, он берется Христом в горний Иерycaлим в дворы и обители праведных.
Слова Афанасия: Называет блаженными усовершившихся в добродетели и достигших почести (награды) вышнего звания. Другого: Усовершившегося в добродетелях — его и пророк называет счастливым, как уже подвизавшегося и венчавшегося. Ибо Бог избирает готового подвизаться и совершать течение, победившего уже берет к Себе на небо, чрез призвание к Себе, где и определяет ему наследство в своих дворах, о которых говорил Апостолам: в дому Отца Моего обителей много (в изд. Своде).
Исполнимся во благих дому Твоего.
Дом Божий есть Иepycaлим, как дольний и земный, так и горний и небесный. Дома также Божии суть и поместные храмы и церкви. Блага в церкви Божией суть божественное учение и все относящееся к наслаждению и веселию души. Сими то благами насытимся, говорит, мы—пленники, по освобождении от рабства врагам.
По словам Афанасия: блага дому Господа суть различные дарования Духа.
Свят храм Твой.
См. Толкование на Пс. 64:6
Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех твоих. исполнимся во благих дому твоего: свят храм твой.
Избранник Божий есть еврейский народ. - «Насытимся благами дома Твоего». Все благодеяния, получаемые евреями, образно представлялись истекающими из храма (точнее - скинии), т. е. от Бога.