В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину
Содержание: И этот псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим, потому что и он описывает Божественный суд.
Толкование на псалмы.
«В конец, в песнех псалом Асафу, песнь ко Ассирианину». Прибавления: «ко Ассирианину» не нашел я в ексаплах, но есть оно в других списках. Содержание же псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме, и наказание, которому подверглось воинство его.
В конец, в песнех. Псалом Асафу, песнь ко (на) Ассирианину.
Слова Феодорита: Прибавления: к Ассирианину, я не нашел в шестистолбцовом творении Оригена, но только в некоторых списках его. А о значении шестистолбцового мы сказали в главе 3-й предисловия.
Мы сказали в самом начале, что в псалмах надпись: «в конец», означает пророчество и учит нас взирать на исполнение его. Посему и здесь выражение: «в конец», значит пророчество, по изъяснении евреев, об истреблении царя Ассирийского—Сеннахерима, а по разумению христиан—о погублении демонов, служителей мысленного Сеннахерима-диавола. Иначе, по словам Афанасия и Евсевия, сей псалом надписывается: к концу, поелику говорит о конце миpa, то есть, о будущем суде. Он же надписан и: в песнях, потому что этот псалом есть благодарственный Богу за победу над ассирианами. Далее об Aсафе и о песни мы сказали в предисловии. Надписывается также на ассирианина вместо: на обстоятельства Ассирианина Сеннахерима. Замечай при сем, читатель, и то, что Святый Дух с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова сии, и доставить радость христианину, высоко понимающему оные.
В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину.
Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим (ст. 2), когда многочисленные враги погибли (ст. 6-7) и земля успокоилась (ст. 9) благодаря чудесной помощи Бога (ст. 10). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4 Цар 19 гл. У 70-ти и в Вульгате в надписании сделана прибавка «к Ассириянину».