Разума Асафу
Содержание: Псалом этот воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностью.
Ст. 1-2 Внемлите, людие Мои, закону Моему. Какому народу предлагает этот совет? Не уверовавшим ли из язычников? И какому закону повелевает внимать? Не закону ли евангельскому? Что и язычники — Его народ, об этом говорит Пророк Захария: и прибегнут языцы мнози ко Господу, и будут Ему в люди (Зах. 2,11). Приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих. С усердием слушайте, что говорю вам. Отверзу в притчах уста Моя. Евангелист ясно протолковал, что это исполнилось, когда Господь изрек многие притчи в Евангелиях (Мф. 13,35).
Толкование на псалмы.
Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих
Кратко надписание, потому что псалом обременен пространностью пророчества. Впрочем, что ради того он надписывается: «разума», дабы мы остерегались бедствий, какие случились с иудеями по их безумию, видно из начальных слов: «внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих». Видишь, каким достоинством Дух (Святый) облекает пророка, когда желает предостеречь нас пророчеством? Он называет народ Божий народом своим и закон Божий законом своим, потому что принадлежащее господину кажется собственностью благоразумных и верных слуг вследствие любви их к господам. Так и Моисею Бог говорил: «поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (Исх.32:7). Что же значит: «внимай… закону моему»? Приступайте не небрежно, исследуйте тщательно, и тогда приклоняйте ухо ваше к слушанию. Кто слушает закон Божий поверхностно, или считает его ненужным или тяжким, того ухо не в состоянии будет и слушать; а кто изучает закон внимательно, тот замечает, что иго его благо и бремя легко, и приклоняет ухо к словам пророчества, то есть выслушивает все пророчество, и, относясь с любовью к словам его, приумножает Духа, Которым все совершается.
Беседа на псалом 77.
«Разума Асафу». Бог всяческих, дав сынам Израилем ветхий закон, повелел непрестанно поучаться в оном и учить оному детей, а также объяснять потомкам причины праздников, чтобы, дознав Божии благодеяния, были они признательны к Облагодетельствовавшему их. Ибо сказано: научи сему сыны твоя и сыны сынов твоих и сохранят заповеди Господа Бога «да благо им будет» (Втор.4:40). Сие имеет в виду пророчественная благодать, и в настоящем псалме напоминает Израильтянам и потомкам их, что соделано Богом, какия блага, и с каким неблагодарным сердцем, приняты ими.
«Внемлите людие Мои закону Моему». Предлагаю вам тщательно выслушать изрекаемое, как некий закон даю вам настоящий совет.
«Приклоните ухо ваше в глаголы усть Моих». От всего сердца выслушайте, что изрекается Мною.
Внемлите, людие мои, закону моему.
Пророк Захария говорит: и прибегнут ко Господу народы многие в день тот, и будут Ему в народ (Зах. 2,22). Итак людьми Давид называет здесь народ христианский, а законом, по словам Афанасия, Евангельский, о котором сказал Исаия: от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима, и будет судить среди народов (Ис. 2,3).
Приклоните ухо ваше в глаголы уст моих.
Выражение: «приклоните» или просто значит: подставьте, или: отклоните уши ваши от бесполезных слухов (и преклоните), как говорят Феодорит и Евсевий, к евангельским словам.
Слова Евсевия: Спаситель требует от своего народа напряженного слуха, дабы он не подвергся одной участи с прежним народом, не послушавшим Бога.
Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих.
Псалом написан с целью найти в фактах из прошлой жизни еврейского народа объяснение некоторых событий настоящего времени (ст. 67-72) и руководство для будущего (ст. 4-8). Из таких фактов писатель останавливается на вероломстве колена Ефремова, его неблагодарности пред Господом (ст. 10-12). Заканчивает указанием, что в этом пренебрежении заповедей Иеговы и недостоинств Ефрема заключается причина, почему Господь его отверг, а избрал Иуду, гору Сион и царя Давида для правления народом (ст. 67-71). Последние слова указывают на апологетическую цель псалма - оправдать необходимость и полезность избрания для столицы горы Сион, перенесения туда Кивота Завета и избрания Давида не из племени Ефремова, а из колена Иуды. Многолюдное, богатое и гордое колено Ефремово пользовалось до Давида громадным влиянием на весь еврейский народ. Лишение его святыни Ковчега Завета при Давиде, равно как избрание царя из другого племени вызывало среди ефремлян недовольства и являлось, вероятно, источником некоторых внутренних усобиц. Для предотвращения и уничтожения последних писатель написал означенный псалом. Отсюда должно заключить, что он был современником Давида, тем Асафом, который пользовался среди народа великим авторитетом, как «прозорливец» и который был одним из начальников хоров Давидовых.
Внимай весь народ моему слову, в котором я сообщу узнанное от отцов для нашего научения и передачи потомкам, чтобы не забывать Бога и не походить на упорных и мятежных отцов
«Внимай, народ», «приклоните ухо» - внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело.