Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил
Селениями называет по местам основанные святые Божии церкви; к ним-то стремится всякая боголюбивая душа.
Толкование на псалмы.
Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил
Селениями Господа называются не только храмы и молитвенные места, но и все те, кто старается чрез освящение сделать себя храмом обитания Божия, в особенности с тех пор, как пришел Христос, который обитает в нас по причине Своего человеколюбия. Вот почему и Иоанн Богослов написал: «и Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин.1:14). Такие селения вожделенны для Бога, потому что Сам Он в них обитает, вожделенны и для нас, потому что чрез них мы можем приближаться к неприступному Богу.
Беседа на псалом 83.
Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил
Конец всех желаний души моей – дом Господень; сердце мое и плоть моя радуются о Боге живом. Я, как птичка, нашел в храме Твоем приют или, как горлица, положил в храме гнездышко свое – свои любимые мысли, чувства и надежды: вот чем служат для меня алтари Твои, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
Дневник. Том II. 1857-1858.
Ст. 2-3 Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе
«Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил». «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни». И живущие в Вавилоне обучаемы были говорить это, чтобы возбуждалось в них желание возвратиться и стремление совершать Богослужение по закону; сему то должны обучаться и мы, улучившие спасение и пожинающие для себя пользу в оградах Божиих. Да и преимущественно к нам относится сие пророчество; потому что предрекает многия будущия селения, именует многия точила, и упоминает также о многих жертвенниках, тогда как Иудеи имели один храм, а подобно и один жертвенник. Каждое речение в сказанном воспламеняет сердце Божественною любовию; потому что селения Божии называет возлюбленными и вожделенными, и говорит, что не только желает, но и «скончавается во дворы Господни». Согласно же с этим и следующее за сим.
«Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе». Не одна душа веселится и радуется, но и тело приобщилось радования, прияв надежду воскресения. Сие дает разуметь пророческое слово; а потому и назвало Бога живым, как подателя жизни. Поелику боги вавилонские и боги наших предков были не одушевленные и совершенно безчувственные; то освободившиеся от них весьма справедливо Бога истиннаго именуют живым.
Коль возлюбленна селения (палатки) Твоя, Господи сил
Союз коль здесь значит высшую степень, то же что весьма, подобно сказанному в сих словах: как чудно имя Твое! (Пс. 8,1) и в сих: коль благ Бог для Израиля (Пс. 72,2)! Селениями Давид называет поместные святые церкви, в которых обитает благодать Божия. Господи и Царь вышних сил! Весьма приятны для меня Церкви христиан твоих, в которых Ты обитаешь, а о названии Бога Господом сил мы сказали в 79м псалме, т. е. что оно принимается в значении Царя вышних сил, или сильного, только околично выраженном.
Ст. 2-3 Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе
Давид, как сказано выше, жалуется на то, что нет ему места в Божией церкви, где бы он мог исповедать веру свою, преуспеть в благочестии и упражняться в Богослужении. Он ведал, что священныя собрания не всуе были предписаны Богом, поелику верные в пособиях сих имеют необходимую нужду, доколе странствуют в мире. Ведал притом и свою немощь, так как и то, колико отстоял он от Ангельскаго совершенства. Почему не без причины оплакивает, что он лишен тех средств, польза коих довольно известна одним токмо благочестивым. Ибо без сомнения взирал на прямое намерение внешняго Богослужения, поелику не был подобен лицемерам, кои, часто присутствуя при торжественных собраниях, более оказывают гордости, нежели благоговения к Богу. Сему пороку Давид не был подвержен, но желал иметь свободный во святилище вход для того токмо, чтоб духом чистым и смиренным почтить там Бога, что означает самое восклицание, происходящее от пламенеющаго сердца: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Сей жар сердечный еще сильнее изображает в следующем стихе. Ибо положив глагол желает, не удовлетворился оным, но присовокупил: скончавается душа моя во дворы Господни, так как бы от чрезмернаго желания издыхал, или вне себя выходил. Дворы же Господни положил для того, поелику не был священник, и потому далее преддверий поступить не желал. Ибо ведал, что внутреннее святилище отверсто было одним токмо священникам. Потом изображает, что желание сие распространилось даже и по телу, то есть, вышло на лице, на очи и на все члены, как явствует из оных слов: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Нарицает Бога живым, или живущим во храме, не потому, аки бы Он заключен был в тесной скинии оной, но понеже имел нужду в лествице, по которой бы мог взойти на небо. А как видимое святилище было на подобие лествицы, сего ради и себя, и других людей благочестивые умы располагал к небесному восходу. Паки нарицает Бога Господем сил того ради, понеже селения небесная не что иное творит вожделенными и любезными, как то, что тамо находятся безчисленныя воинства Ангелов, яко некиих граждан мудрых, благих, сильных и прекрасных, из коих и один доволен был бы радостным соделать странствование наше, если бы со всею красотою своею явился нам.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил
Находясь вдали от жилища Божия, псалмопевец, т.е. Давид (может быть в раннее утро, после пробуждения от сна; Пс. 62) вспоминает, как сладко и вожделенно было для него всегда посещение места богослужения; поистине, восклицает он при этом воспоминании, возлюбленно это место мною и тысячами других; возлюбленно ради той благодати и наслаждения, какое доставляет посещение его. Поэтому и теперь все существо псалмопевца страстно стремится ко дворам Господним; правда, он не может ходить по ним ногами своими, но в священной радости вся душа его стремится к ним, к месту, где обитает Бог.
Селения – множ. число или потому, что скиния состояла собственно из двух отделений, или же здесь поэтическое изображение, как и в Пс. 42:3, 45:5, 131:5; равным образом и дворы; даже во времена существования храма, как первого, так и второго, израильтянин имел только один двор, назначенный для него, в котором он молился.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Ст. 2-5 Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому твоем: в веки веков восхвалят тя
Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы
«Как вожделенны жилища Твои» - как дороги и приятны для меня Твои, Господи, селения! Под селениями разумеется не только святилище, но и двор храма со всеми относящимися сюда сооружениями. Я, говорит писатель, душою и телом взвываю, страдаю по ним («истомилась душа моя»). Мне бы хотелось быть там, где Ты, Господи, обитаешь, и радоваться близости к Тебе. Для птицы местом покоя и защиты служит ее гнездо, таким же местом успокоения для каждого страждущего праведника являются селения Господни, где он может в богослужении, жертвах и молитве почерпать ободрение и силы.
Ст. 2–3 Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе
Возлюбленно – то же, что: «достойно любви, достолюбезно». Селения – то же, что «скиния», или дом Божий (см. ниже ст. 5 и 11). Дворы Господни, как и олтари Его (ст. 4) суть принадлежности той же скинии – походного храма евреев. Употреблены здесь эти слова во множественном числе, по свойству еврейской поэзии. Скончавается – от слова «конец, кончина жизни». Любящая душа готова положить жизнь свою за любимый предмет, желает до скончания, или что то же, до смерти, предаться за того, кого любит. Псалмопевец не знал другого лучшего места для исповедания своей веры и своего благочестия и для упражнения благочестивой души своей в богослужении, как только скинию, или храм Божий, – эти селения живого Бога, эти дворы Господни. И вот, когда он лишился возможности присутствовать в этих священных местах, ему хотелось бы выразить это лишение, эту тяжелую скорбь сердца своего, но вместо того он выражает чувства высокого благоговения и искреннейшей любви к святилищу Божию. Называя Бога Господом сил, или, что то же, «Воеводою небесных воинств», он говорит, что на земле нет ничего для него достолюбезнее скинии – этого жилища Божия: оно так для него вожделенно (Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил), и так всецело он предан ему, что готов умереть за него (скончавается душа моя); душа его неудержимо стремится в дом Божий, где всем существом своим он ощущает присутствие живаго Бога (не как в языческих капищах – с бездушными идолами), Который благодатно и незримо, но ощутительно вступает в живое, действительное общение с людьми. От сего богообщения и душа, и тело его исполняются неземною радостью: «сердце мое, – говорит он, – и плоть моя восторгаются к Богу живому» (по пер. с евр.). Св. Афанасий Александрийский, толкуя этот псалом в пророческом смысле, говорит: «Селениями псалмопевец называет святые Божии церкви; к ним-то и должна стремиться боголюбивая душа» [3, с. 277].
Объяснение священной книги псалмов.