Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия | ||
old:ps:090:13 [2018/01/19 09:14] daniil |
old:ps:090:13 [2023/03/17 23:42] (текущий) ribakit |
||
---|---|---|---|
Строка 5: | Строка 5: | ||
===== Свт. Афанасий Великий ===== | ===== Свт. Афанасий Великий ===== | ||
- | **на аспида и василиска наступиши** | + | **На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия** |
+ | |||
+ | **На аспида и василиска наступиши**. Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их. | ||
+ | |||
+ | **//Толкование на псалмы.//** | ||
+ | |||
+ | ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== | ||
+ | |||
+ | **На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия** | ||
+ | |||
+ | Настоящими словами пророк указывает на злые силы, среди которых пребывает, как бы среди пресмыкающихся, сын злобы. Поэтому и Господь говорил: //«се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью»// [[new:lk:10:19|(Лк.10:19)]]. Поэтому тот, кто попирает гнев, попирает льва, потому что этот зверь отличается яростью. Потому и Соломон говорит: //«гроза царя – как бы рев льва»// [[old:pr:20:02|(Притч.20:2)]]. Равным образом тот, кто попирает удовольствие и всякое другое нечестие, попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотские удовольствия и всякое нечестие в жизни справедливо сравниваются с гадами, пресмыкающимися по земле. Но в подлинном смысле попирает василиска тот, кто попирает зависть, поскольку она царствует (βασιλεύοντα) в нечестии, а также и потому, что василиск имеет в глазу яд, как это говорится и о людях завистливых. | ||
- | Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их. | + | **//Беседа на псалом 90.//** |
===== Свт. Лука Крымский ===== | ===== Свт. Лука Крымский ===== | ||
Строка 18: | Строка 28: | ||
===== Прп. Иоанн Лествичник ===== | ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== | ||
+ | |||
+ | **На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия** | ||
Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие; ибо оно «**наступит на аспида и василиска**, то есть на грех и отчаяние, и **поперет льва и змия**», то есть диавола и змия плотской страсти. | Если ты вооружаешься против какой-нибудь страсти, то возьми себе в помощь смиренномудрие; ибо оно «**наступит на аспида и василиска**, то есть на грех и отчаяние, и **поперет льва и змия**», то есть диавола и змия плотской страсти. | ||
Строка 24: | Строка 36: | ||
===== Прп. Исаак Сирин ===== | ===== Прп. Исаак Сирин ===== | ||
+ | |||
+ | **На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия** | ||
Ведение есть устав естества, охраняющий его во всех стезях его. А вера совершает шествие свое выше естества. Ведение не покушается допустить до себя что-либо разрушительное для естества, но удаляется от этого, а вера без труда дозволяет и говорит: **На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия**. | Ведение есть устав естества, охраняющий его во всех стезях его. А вера совершает шествие свое выше естества. Ведение не покушается допустить до себя что-либо разрушительное для естества, но удаляется от этого, а вера без труда дозволяет и говорит: **На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия**. | ||
Строка 42: | Строка 56: | ||
И по словам //Великого Афанасия//, //Кирилла// и //Диодора// под львом, драконом, аспидом и василиском можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов, которые, не сохранивши своего начальства, обыкновенно исполняют его волю. Если угодно, под змиями и василисками можешь разуметь изобретателей нечестивых ересей. По словам //Евсевия//: Противные силы разделяются на четыре вида: на начальства, власти, мироправителей и духов злобы, изображаемых четырьмя животными: львом, драконом, аспидом и василиском. Великий Василий говорит, что василиск есть ужасное произведение змея, умерщвляющее, как говорят, самым взглядом. Ибо есть предание, что одним взором он погубляет заведенных им, бросая глазами некий губительный яд. Слова //Нисского//: Кто попирает ярость, тот попирает льва—cиe яростное животное, а кто попирает удовольствия и другой порок, тот попирает аспида, василиска и дракона; так как плотское удовольствие и всякое житейское зло прилично уподобляется пресмыкающимся и ползающим по земли. Еще, быть может, собственно попирает василиска тот, кто попирает зависть, как господствующую из зол. Ибо животное василиск носит вред в глазах как и завистливые, как говорят, имеют вред в глазах. | И по словам //Великого Афанасия//, //Кирилла// и //Диодора// под львом, драконом, аспидом и василиском можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов, которые, не сохранивши своего начальства, обыкновенно исполняют его волю. Если угодно, под змиями и василисками можешь разуметь изобретателей нечестивых ересей. По словам //Евсевия//: Противные силы разделяются на четыре вида: на начальства, власти, мироправителей и духов злобы, изображаемых четырьмя животными: львом, драконом, аспидом и василиском. Великий Василий говорит, что василиск есть ужасное произведение змея, умерщвляющее, как говорят, самым взглядом. Ибо есть предание, что одним взором он погубляет заведенных им, бросая глазами некий губительный яд. Слова //Нисского//: Кто попирает ярость, тот попирает льва—cиe яростное животное, а кто попирает удовольствия и другой порок, тот попирает аспида, василиска и дракона; так как плотское удовольствие и всякое житейское зло прилично уподобляется пресмыкающимся и ползающим по земли. Еще, быть может, собственно попирает василиска тот, кто попирает зависть, как господствующую из зол. Ибо животное василиск носит вред в глазах как и завистливые, как говорят, имеют вред в глазах. | ||
+ | |||
+ | ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== | ||
+ | |||
+ | **на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия** | ||
+ | |||
+ | Ту же мысль подтверждает другими словами, и как выше, под именем камней, означил всякаго рода препятствия, коими сатана тщится пресечь течение жизни нашея, так здесь, под именем //**аспида и василиска, льва и змия**//, разумеет смертоносные случаи, коим подвержены бываем в мире сем. Ибо доколе странствуем здесь, дотоле должно нам ходить между лютых зверей и ядовитых животных. Итак, что бы было с нами, ежели бы Бог не обещал нам победы над толь лютыми зверями, непрестанно на нас зияющими? Почему, ежели кто разсудит о всех опасностях, случающихся в жизни, тот не подивится, что Пророк употребил таковыя иперболическия выражения, дабы свободить верных от страха и трепета; паче же скажет, что нет здесь никакой иперболы, когда самый опыт словам сим соответствует. Мы, будучи удалены от поражения стрел, кажемся быть храбры: но часто и при самых малейших опасностях воображаем себе львов и драконов, готовых растерзать нас. Сего ради Пророк приспособил слово свое к чувствам нашея плоти. | ||
+ | |||
+ | //**Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// | ||
+ | |||
+ | ===== Еп. Ириней (Орда) ===== | ||
+ | |||
+ | **на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия** | ||
+ | |||
+ | При такой защите ничто опасное не повредит ему. | ||
+ | |||
+ | **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** | ||
===== Лопухин А.П. ===== | ===== Лопухин А.П. ===== | ||
Строка 48: | Строка 78: | ||
См. Толкование на [[old:ps:090:11#lopuxin_ap|Пс. 90:11]] | См. Толкование на [[old:ps:090:11#lopuxin_ap|Пс. 90:11]] | ||
+ | |||
+ | ===== Прот. Григорий Разумовский ===== | ||
+ | |||
+ | **на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия** | ||
+ | |||
+ | См. Толкование на [[old:ps:090:10#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 90:10]] | ||
[<10>] | [<10>] |