Готов престол твой оттоле: от века ты еси
Готов престол Твой оттоле. Сказано это, потому что от сложения мира предопределено будущее спасение Им человеческого рода. Ибо престолом, поставляемым для того, чтобы судить утеснителей наших — демонов, означает воскресение Единородного. Итак Ты, Владыко, для того восседший ныне как бы на престоле судии, чтобы произвести суд и отомстить за нас, Ты — предвечный Бог.
Толкование на псалмы.
Готов престол твой оттоле: от века ты еси
Пророк называет человеческую природу Христа не только благолепием и силой, но и престолом, как говорит о ней и другой пророк: «и утвердится престол милостью, и воссядет на нем в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию» (Ис.16:5). И псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит: «и престол его, как солнце, предо Мною» (Пс.88:37). Итак, таинство воплощения Господа уготовано было «уготован от века», т.е. от начала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его. Потому-то пророк и говорит: «существуешь», как бы говоря как: воплотившийся ныне. «Ты от века существуешь», создавши от века человека, как Тебе было благоугодно.
Беседа на псалом 92.
Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси
Не ныне возведен Ты на царство, но имеешь присносущную державу и царство вечное. И о царстве Пророк сказал в псалме сорок четвертом: «престол Твой Боже в век века» (Пс.44:7); о неизменяемости же и непреложности Его научает еще нас в псалме сто первом; ибо говорит: «Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» (Пс.101:28). А оба сии свидетельства блаженный Павел отнес ко Владыке Христу (Евр.1:8, 12).
Готов престол твой оттоле: от века ты еси
Готов престол Твой оттоле (с того времени)
Готовый здесь значит непоколебимый и твердый, как мы сказали и в 64-м псалме, изъясняя слова: уготовляющий горы крепостью своею; оттоле значит от начала; а выражение от начала, по отношению к Божескому естеству, не значит временного начала, но вечность и непрерывность. Тоже в рассуждении Бога значит и от века. Давид теперь говорит, что хотя Ты, Господи, и облекся в образе раба, но царство Твое было непоколебимо от начала и Ты никогда не лишался его.
От века Ты ecи
Царство Твое, Господи, было, говорит, непоколебимо от начала, так как Ты и существуешь от века, или, что все равно, от начала.
Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси
См. Толкование на Пс. 92:1
Готов престол твой оттоле: от века ты еси
См. Толкование на Пс. 92:1
Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси
В сих кратких изречениях заключается несколько мыслей. Под именем престола Божия разумеется царствование и управление Господа Бога во вселенной. Готов престол Твой – это значит, что власть Божия над миром, заключающаяся в Его царствовании, управлении и суде по всей вселенной, стоит твердо, упрочена оттоле, т.е. от начала создания мира. Согласно с сим о престоле Бога и о царствовании Его говорит пророк и в другом псалме (Пс. 102:19): «Господь на небеси уготова престол Свой, и Царство Его всеми обладает». Оно существует вечно, без начала (Пс. 89:3), как вечен и безначален Сам Бог: от века Ты еси.
Объяснение священной книги псалмов.