Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь
Принесите Господеви, отечествия язык. Отечествиями именует вождей церковных, т. е. иереев и предстоятелей. Подобает же прославлять Бога добрыми делами, чествовать Его от праведных трудов своих, и еще приносить Ему духовный жертвы, — притом приносить во дворех святех Его, т. е. в церквах.
Толкование на псалмы.
Ст. 7-8 Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени его: возмите жертвы и входите во дворы его
Не без причины пророк велел в начале псалма воспевать новую песнь, а потому, что в нем содержится некоторое новое призвание, новая проповедь. Как видишь, здесь призываются язычники, от которых требуется приношение словесное, не тельцы или овцы, или какие другие подобного рода жертвы, а слава и честь, – слава как Богу, потому что слава Его принадлежность, – почему и херувимы приносят Ему песнословие, говоря: «благословенна слава Господа от места своего!» (Иез.3:12), – а честь как Отцу, потому что говорится в законе: «почитай отца твоего и мать твою» (Исх.20:12). Язычники познали Бога как Отца чрез восприятие Духа. Потому Спаситель и научил нас говорить Богу: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф.6:9). Сказав о славе и чести, пророк вспомнил еще и о другой славе. «Воздайте Господу, – говорит он, – славу имени Его», и этою второю славою указывает на крест, желая, чтобы мы приносили его Христу, насколько он составляет Его славу. Вот почему другие переводчики сказали: славу имени Его. Как же мы приносим Христу крест? Если мы распинаем себя в своей жизни. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, – говорит Христос, – не достоин Меня» (Мф.10:37). Заметь, как пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице. Потому он и повелевает трижды воссылать Ему славу и трижды называет Господом.
«Воздайте Господу славу имени Его, возьмите жертвы и входите во дворы Его». Какие дворы? Очевидно, церкви, рассеянные по всей вселенной.
Беседа на псалом 95.
Ст. 7-9 Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени его: возмите жертвы и входите во дворы его. Поклонитеся Господеви во дворе святем его: да подвижится от лица его вся земля
«Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени Его. Посему стекайтесь все человеки к хотящему спасти Владыке, и воздав подобающее Ему чествование, но не видя Благодетеля телесными очами, вознесите песнопение имени Его.
«Возьмите жертвы, и входите во дворы Его. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Пророк разумеет словесныя жертвы, которыя, как видим, непрестанно приносятся и священнодействуются иереями. А множество дворов означает церкви. Сверх того не Иудеям повелел сие Пророк, чтобы не стал кто подразумевать жертв подзаконных, но «отечествиям язык», которыя приносят в церквах жертвы новаго завета. О сем и чрез другаго Пророка предвозвестил Бог, беседуя с Иудеями: «несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста» (Мал.1:10–11).
«Да подвижится от лица Его вся земля». Акила, а также и Симмах перевели: поболит от лица Его вся земля. А сие подобно сказанному Пророком Исаиею: «страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли» (Ис.26:18). Посему и здесь пророческое слово повелевает язычникам, приявшим в себя спасительныя семена, поболеть и родить благочестие, и подвигнуться от места перваго стояния, основаться же и утвердиться на Божественных законах.
Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь
Отечества суть роды и родства человеческие, или отечества народов суть духовные отцы их, т. е. пaтpиapxи, apxиepeи, священники и учители. Славою называет прославление песнями; а честью—хранение заповедей Христовых. Ибо если, по словам Апостола, ты, христианин, преступлением закона бесчестишь Бога (Рим. 2,23), то явно, что хранением заповедей воздаешь честь Богу. Итак сии то, говорит, славу и честь приносите Господу все христиане, как это точь в точь сказал и в 28-м псалме. Или еще иначе: приносите Христу славу, как Богу, ибо Ему принадлежит слава; почему и херувимы приносят Ему cиe пеcнопениe: благословенна слава Господа от места Его (Иез. 3,12); принесите и честь Ему, как Отцу, ибо почитай, говорит, отца твоего (Исх. 8,12), потому что Христос есть и Бог наш, как творец наш, и Отец, как родивший благодатных сынов своих чрез крещение; почему и Исаия сказал о Нем: Отец будущего века (Ис. 9, 6).
Слова Кирилла: Отечествами называет вождей церковных, т. е. священников и председателей, которые и должны прославлять Бога добрыми дедами и воздавать Ему честь от праведных трудов своих.
Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь
Поэтому и язычники должны прийти и поклониться Ему на месте Его жилища.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь
Отечествия язык - все племена язык.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь
Уверенность, что Бог защитит свой народ, побуждает писателя приглашать к добровольному подчинению Богу и благоговейному отношению к Нему и все языческие народы.
Ст. 7–9 Принесите Господеви, отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу имени его: возмите жертвы и входите во дворы его. Поклонитеся Господеви во дворе святем его: да подвижится от лица его вся земля
Словами: принесите Господеви, отечествия язык, – пророк призывает начальства, или главы, племен (греч., лат, familiae) разных народов к тому, чтобы они воздали достодолжную честь и славу Господу Богу, Который воцарился (ст. 10) и грядет судити землю (ст. 13). Слова: принесите Господеви славу и честь, принесите Господеви славу имени Его, – повторяются из псалма 28:2–3 и составляют пророчество о призвании народов грядущим Мессией, с тою разницею, что в том псалме призываются «сынове Божии», а здесь – отечествия язык, но в том и другом изречении, по мнению св. Афанасия Александрийского и блж. Феодорита, нужно разуметь тех же св. апостолов, которые, вместе с уверовавшими их проповеди, во главе с священниками и предстоятелями церквей, должны приносить жертвы хвалы и благодарения Господу (возмите жертвы и входите во дворы Его) в частных и поместных церквах [3, с. 314–315; 6, с. 459]. А следующие изречения: поклонитеся Господеви во дворе святем Его, – указывают на единство вселенской Церкви Христовой, при устроении которой силою и действием благодати Божией придет в движение вся земля: да подвижится от лица Его вся земля, т.е. при распространении чрез апостолов проповеди Евангелия по всей земле все придет в движение: люди оставят идолослужение и будут принимать новую веру и креститься во имя Святой Троицы, за имя Христово будут готовы страдать и умирать, чтобы сподобиться царствовать с Ним в вечной славе Его. Сему соответствует и пророчество Аггея (Агг. 2:5–7), чрез которого «сице глаголет Господь Вседержитель: еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, и сотрясу вся языки, и приидут избранная всех языков». «Можно сказать, – говорит Евфимий Зигабен, – что слова сии исполнились, когда поколебалась вся земля при сотрясении всего мира, сверх того исполнились тогда, когда Господь явился чрез вочеловечение Свое. Ибо тогда потряслись все племена и смутились все народы по причине евангельской проповеди» [7, с.758].
Объяснение священной книги псалмов.